Ценность любого продукта, в том числе образовательного, может заключаться в разном. Есть продукты, которые привлекательны из-за своей функциональности. Люди пользуются ими, потому что они помогают выполнить разные задачи. А есть продукты, которые используются тогда, когда там есть другие люди (социальные сети, мессенджеры и так далее). Иными словами, ценна аудитория.
Образовательных продуктов это тоже касается – огромное количество курсов и клубов популярны именно за счет того, что там собирается определенная аудитория, которая и привлекает все новых пользователей.
Если ценность образовательного продукта зависит в том числе и от того, сколько (и каких именно) людей его использует – это означает, что в продукте задействованы сетевые эффекты.
Сетевые эффекты – это механизм роста, который позволяет ценности товара расти в ответ на увеличение аудитории. Это стимулирует новых людей «вписаться» в обучение или в клуб, и, в конечном итоге, остаться в контуре продукта.
Когда в образовательном продукте задействованы сетевые механизмы, другим продуктам с аналогичной функциональностью становится сложно с ним конкурировать. Даже при наличии сильных преимуществ в функциональности, этого часто бывает недостаточно, чтобы победить конкурента, который уже вырос благодаря сетевым эффектам.
Сетевые эффекты могут проявляться разными способами, у каждого из которых есть свои особенности. Три наиболее распространенных типа сетевых эффектов включают:
✔️прямые сетевые эффекты;
✔️ перекрестные сетевые эффекты;
✔️ сетевые эффекты вокруг данных.
Варианты применения этих эффектов рассмотрим подробнее в следующих постах.
Варвара Егорова (https://t.me/metodlikbez) и Команда сообщества Digital Learning