Методические наблюдения EdTech-платформ

Иногда меня просят методически проанализировать платформы для запуска, продаж и проведения образовательных курсов. Кстати, по этой причине была внедрена на канал рубрика «‎МетОбзор».

Так вот я выявил одну довольно непримечательную для пользователей деталь как отсутствие единого понятийного аппарата образовательной платформы.

Обо всём по порядку.

Что такое «понятийный аппарат»?

Понятийный аппарат – это система взаимосвязанных понятий, которая помогает пользователю (например, методологу/методисту/педагогическому дизайнеру) эффективно использовать образовательную платформу для своих целей.

Что значит «отсутствие единого понятийного аппарата образовательной платформы»?

Приведу простой пример.
При добавлении студента в список записавшихся на курс его называют «‎клиентом», при добавлении в учебную группу — «студентом», при выгрузке статистики по обучению — «пользователем» и т.д.

Дополнительно, когда переходишь в базу знаний платформы, то в ней на каждом этапе проектирования образовательного продукта снова используются разные понятия, причём вперемежку. При объяснении того, как добавить студентов в учебную группу используют «учащийся», а когда упоминают о проверке уровня знаний, то указывают «уровень знаний пользователя».

Теперь приведу пример посложнее.

Представим, что вы начинающий специалист по обучению. На образовательной платформе существует возможность создать дорожную карту студента (SJM) при помощи фреймворка. В нём (шаблоне фреймворка) указано «подходит не для всех форматов обучения».

При переходе в базу знаний платформы вы планируете изучить, что такое фреймворк дорожной карты студента (SJM). В ней (базе знаний) указано «подходит не для всех форм обучения».

Это лишь частичные примеры, которые вроде кажутся очевидными.

Какие эффекты возникают при отсутствии единого понятийного аппарата образовательной платформы?

  1. Несогласованность в терминах может привести к тому, что пользователи (от методистов до студентов) будут путаться при использовании платформы.
  2. Пользователям будет сложно найти нужную информацию, если она разбросана по разным вкладкам (ещё и с использованием разных терминов).
  3. Увеличивается время работ для разработчиков и технической поддержки для объяснения всех терминов, которые используется на платформе.

Как выработать единый понятийный аппарат для образовательной платформы?

  1. Разработать глоссарий терминов, который будет доступен всем пользователям. Глоссарий образовательной платформы может выглядеть не только как отдельная база знаний, но и как всплывающее определение при наведении курсором на незнакомый термин.
  2. Использовать единую терминологию во всех разделах платформы (в том числе для любого пользователя, начиная от методологов, методистов, преподавателей и заканчивая студентами). Что интересно — данный пункт может использоваться разработчиками в том числе, когда они ведут коммуникацию на проекте.
  3. Обеспечить предоставление контекста для использования терминов. Яркий пример «формат обучения» — без контекста достаточно сложно определить к чему именно имеет отношение формат: к организации учебного процесса? Технологиям обучения? Продолжительности обучения? и т.д.

💭 Хочется отметить, что сами названия терминов, по моим наблюдениям, перестают играть важную роль. Особенно если у пользователя платформы мало опыта, а терминов незнакомых крайне много. Тут уже как не назови, хоть смешанное обучение, хоть гибридное. Главное — приводить примеры, т.е. контекст для употребления. Чем, собственно, я и пользуюсь, когда веду свою библиотеку.

Как говорится, не претендуем на идеальность, но стремимся к качеству 🙂

Кстати, во время методического аудита я обычно помогаю в более масштабных задачах владельцам образовательных платформ. Хотите посотрудничать в данном направлении? Просто напишите мне в личные сообщения, либо оставляйте заявку на сайте (раздел «Услуги»).

Михаил Осипов и Команда сообщества Digital Learning

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *