💭 Мало кого можно удивить новизной использования рефлексии в обучении. Ведь первые упоминания о применении рефлексии в обучении можно найти в трудах античных философов, таких как Сократ и Платон.
Поэтому сегодня хотелось бы взглянуть на рефлексию именно с научной точки зрения и поделиться с вами несколькими исследованиями на эту тему.
За помощь с подготовкой материала спасибо Дарье.
Что такое «рефлексия»?
В широком смысле — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе (источник).
Если говорить о рефлексии в обучении, то это процесс осмысления студентом своего опыта обучения, который включается в себя анализ своих действий, мыслей, чувств и полученных результатов.
Как часто рекомендуется использовать рефлексию студентам?
Ответ на этот вопрос неоднозначен.
Вот, например, в одном из исследований опросили 26 студентов третьего курса медицинского факультета. В итоге было установлено, что ежедневные размышления демонстрируют положительное влияние на обучение.
Это предварительное исследование предполагает, что учащимся могут быть полезны более частые и короткие размышления, а не более регулярные рефлексивные задания.
Лично я считаю, что обучение — это гибкая система, поэтому периодичность применения рефлексии в обучении зависит от определенных критериев. Одним из них является опыт студентов. Как правило, начинающим в теме полезно использовать рефлексию с помощью направляющих вопросов или структурированных заданий с заранее определенным таймингом. Более продвинутым можно предоставить больше гибкости в том, как и когда проводить рефлексию.
Всегда ли рефлексия полезна?
Знаете, сразу ответить хочется «да». Но исследования показывают, что не всегда.
Цитирую результаты одного из экспериментов 👇🏼
«Результаты показывают, что значимое влияние на состояние заинтересованности оказывает ауторефлексия (p<0,05; F Фишера = 1,450), наиболее интенсивно данное состояние переживается в случае средней ауторефлексии.
Эти результаты можно объяснить тем, что излишне большое внимание к своим внутренним переживаниям не дает возможности студенту сконцентрироваться на предметной деятельности, последнее, в свою очередь, ведет к снижению заинтересованности. Аналогичная зависимость имеет место и при недостаточном внимании к собственным интенциям. И лишь умеренная выраженность рефлексивных процессов находится в значимой взаимосвязи с достаточно высокой заинтересованностью студентов содержанием занятия.» [Источник: Влияние рефлексии на психические состояния студентов в процессе учебной деятельности // Экспериментальная психология — 2014. Том 7. № 2].
Хотя в исследовании и не конкретизируется, что такое «умеренная выраженность рефлексивных процессов», мы с вами в любом случае понимаем, что рефлексия — это лишь часть процесса обучения, поэтому использовать её необходимо в меру.
При помощи чего можно собирать и анализировать студенческую рефлексию?
Например, при помощи журнала/дневника рефлексии. В одной из научных статей даже сказано, что журнал рефлексии позволяет обучающемуся построить смысл из информации, с которой он сталкивается.
Кстати, есть хорошая новость. В моей мастерской уже разрабатывается дневник рефлексии студента. Поэтому заходите и следите за новостями, чтобы успеть получить этот ценный методический фреймворк.
Ещё довольно популярный метод — это совместное обсуждение материала после пройденного занятия. Данным инструментом я пользуюсь, когда провожу образовательные мероприятия. И причём часто сталкиваюсь с ситуацией, когда студент не то, чтобы чего-то не знает — он просто неверно подобрал вопрос для того, чтобы извлечь нужное знание.
Правильное формулирование вопросов — ключ к эффективной рефлексии.
Коллеги, а как вы собираете и анализируете студенческую рефлексию, и какие методы при этом используете ❓
Михаил Осипов и Команда сообщества Digital Learning