Рефлексия и ее роль в процессе обучения

💭 Мало кого можно удивить новизной использования рефлексии в обучении. Ведь первые упоминания о применении рефлексии в обучении можно найти в трудах античных философов, таких как Сократ и Платон.

Поэтому сегодня хотелось бы взглянуть на рефлексию именно с научной точки зрения и поделиться с вами несколькими исследованиями на эту тему.

За помощь с подготовкой материала спасибо Дарье.

Что такое «рефлексия»?

В широком смысле — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе (источник).

Если говорить о рефлексии в обучении, то это процесс осмысления студентом своего опыта обучения, который включается в себя анализ своих действий, мыслей, чувств и полученных результатов.

Как часто рекомендуется использовать рефлексию студентам?

Ответ на этот вопрос неоднозначен.

Вот, например, в одном из исследований опросили 26 студентов третьего курса медицинского факультета. В итоге было установлено, что ежедневные размышления демонстрируют положительное влияние на обучение.

Это предварительное исследование предполагает, что учащимся могут быть полезны более частые и короткие размышления, а не более регулярные рефлексивные задания.

Лично я считаю, что обучение — это гибкая система, поэтому периодичность применения рефлексии в обучении зависит от определенных критериев. Одним из них является опыт студентов. Как правило, начинающим в теме полезно использовать рефлексию с помощью направляющих вопросов или структурированных заданий с заранее определенным таймингом. Более продвинутым можно предоставить больше гибкости в том, как и когда проводить рефлексию.

Всегда ли рефлексия полезна?

Знаете, сразу ответить хочется «‎да». Но исследования показывают, что не всегда.

Цитирую результаты одного из экспериментов 👇🏼

«‎Результаты показывают, что значимое влияние на состояние заинтересованности оказывает ауторефлексия (p<0,05; F Фишера = 1,450), наиболее интенсивно данное состояние переживается в случае средней ауторефлексии.

Эти результаты можно объяснить тем, что излишне большое внимание к своим внутренним переживаниям не дает возможности студенту сконцентрироваться на предметной деятельности, последнее, в свою очередь, ведет к снижению заинтересованности. Аналогичная зависимость имеет место и при недостаточном внимании к собственным интенциям. И лишь умеренная выраженность рефлексивных процессов находится в значимой взаимосвязи с достаточно высокой заинтересованностью студентов содержанием занятия.» [Источник: Влияние рефлексии на психические состояния студентов в процессе учебной деятельности // Экспериментальная психология — 2014. Том 7. № 2].

Хотя в исследовании и не конкретизируется, что такое «умеренная выраженность рефлексивных процессов», мы с вами в любом случае понимаем, что рефлексия — это лишь часть процесса обучения, поэтому использовать её необходимо в меру.

При помощи чего можно собирать и анализировать студенческую рефлексию?

Например, при помощи журнала/дневника рефлексии. В одной из научных статей даже сказано, что журнал рефлексии позволяет обучающемуся построить смысл из информации, с которой он сталкивается.

Кстати, есть хорошая новость. В моей мастерской уже разрабатывается дневник рефлексии студента. Поэтому заходите и следите за новостями, чтобы успеть получить этот ценный методический фреймворк.

Ещё довольно популярный метод — это совместное обсуждение материала после пройденного занятия. Данным инструментом я пользуюсь, когда провожу образовательные мероприятия. И причём часто сталкиваюсь с ситуацией, когда студент не то, чтобы чего-то не знает — он просто неверно подобрал вопрос для того, чтобы извлечь нужное знание.

Правильное формулирование вопросов — ключ к эффективной рефлексии.

Коллеги, а как вы собираете и анализируете студенческую рефлексию, и какие методы при этом используете ❓

Михаил Осипов и Команда сообщества Digital Learning

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *