ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА

ℹ️ Довольно часто при проектировании обучения мы употребляем такое понятие как «образовательный продукт», но чаще всего не задумываемся о его значении.

Дело в том, что образовательный продукт можно рассматривать с разных точек зрения: педагогической, экономической, социальной и т.д. Причём с какой бы стороны не рассматривать образовательный продукт – его определение будет зависеть напрямую от контекста.

В мае я нашёл довольно интересную научную статью Журавлёвой Л.В. “Образовательный продукт: понятие и ценность” (https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-produkt-ponyatie-i-tsennost/viewer).

🔹Хотел бы поделиться с вами некоторыми интересными отрывками из статьи:

«Термин “образовательный продукт” был подробно исследован А.П. Панкрухиным. Автор рассматривал его в контексте рынка интеллектуальных продуктов и образовательных услуг.»

«Позиция А.А. Ченцова не противоречит позиции А.П. Панкрухина. Он, в свою очередь, добавляет, что образовательный продукт – это только часть интеллектуального продукта, адаптированная к соответствующему сегменту рынка услуг.»

«Понятие “образовательного продукта” гораздо шире. М.А. Лукашенко выделяет важную, с нашей точки зрения, деталь: «образовательный продукт» – это длительный по времени феномен. Автор, в частности, выделяет промежуточный образовательный продукт (результат промежуточных этапов образовательного процесса) и конечный образовательный продукт (выпускники учреждения) [2].»

«Выделяются также другие важные характеристики “образовательного продукта”. Так, О.В. Сагинова подчеркивает, что при проведении исследования через комплекс маркетинга, который состоит из четырех Р (Product, Place, Price, Promotion), продукт (Product), с точки зрения потребителя, становится ценностью (customer’s value) [3].»

«Развивая данную тему, А.А. Колчин делает важное для нас дополнение: Покупатель образовательных продуктов будет готов заплатить более высокую цену (или продолжать приобретать продукты по прежней цене в условиях экономического кризиса), если производитель сможет наглядно продемонстрировать так называемую «добавленную стоимость»: дополнительные услуги, дополнительные характеристики образовательных программ, отличающие их от программ конкурентов, дополнительные особенности в виде качества обслуживания.»

«В целях получения образовательного продукта мы определяем содержание социального заказа, формулируем в терминах заказчика образовательный продукт, разрабатываем образовательную программу в терминологии образования, которая приведет к ожидаемому результату, и реализуем его при мониторинге всего процесса реализации продукта.»

🔸 Выходит, что образовательный продукт является лишь частью интеллектуального продукта (https://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/6882), который представлен определенной ценностью, выраженной через социальный заказ.

В таком случае можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что без существования социального заказа (заказчика) не будет существовать и образовательного продукта❓

Михаил Осипов и Команда сообщества Digital Learning

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *