О создании методических стандартов в корпоративном секторе обучения

💭 Еженедельно мониторю образовательный рынок, чтобы отслеживать изменения на рынке труда. Анализирую, соответственно, компетентностный состав различных позиций.

Наткнулся на вакансию методиста в одной из крупных компаний (700-900 тыс. сотрудников).

Соответственно, в задачах для позиции указано «формирование методических стандартов». Как говорится, в очередной раз подтвердилась гипотеза о том, что корпоративный сектор заинтересован именно в формировании стандартизированных процессов в курсостроении.

И кто бы и что не говорил относительно гибкости и креативности в подходах — всё равно большая часть компаний стремится к методической стандартизации, что обеспечивает в дальнейшем поточную разработку. Мой личный опыт также подтверждает эту гипотезу. О нём поговорим чуть позднее.

И в этом случае стремление компаний вполне оправдано. И даже похвально!

Особенно если мы ведём речь о тех компаниях, у которых существуют корпоративные университеты, занимающиеся разработкой стандартов и передачей их в качестве подходов своим филиалам, которые также обучают сотрудников.

🟠 О личном опыте методической стандартизации

Когда я работал координатором обучения и развития персонала в производственной компании, то меня ни раз посещала мысль о формировании методологии для создания методических стандартов в корпоративном курсостроении. Причем мне никогда не хотелось создавать пустые и никому ненужные бумажки, поэтому эту масштабную задачу я стратегически обдумывал только в свободное время.

В итоге получилось создать только локальный нормативный акт, в котором были отражены организационные и технические условия проектирования обучения. А вот до методических условий так и не дошёл вопрос, так как он требовал научного подхода, а для этого необходимо было перерабатывать массивы информации, связанных с педагогическим дизайном в том числе.

Я, конечно, создал на локальном уровне методические фреймворки, доносил их ценность до преподавателей, экспертов, тренеров и т.д. Но они являлись лишь отдельными методическим инструментами, которые необходимо было связывать другом с другом, чтобы приблизиться к методической стандартизации всего процесса курсостроения. Но для этого, к сожалению, было недостаточно времени, так как задача исследовательская на 100%.

🟠 Как подойти к созданию методических стандартов в корпоративном секторе обучения?

На мой взгляд, одним из перспективных шагов для решения столь масштабной задачи необходимо:

1️⃣ Определить проектную модель педагогического дизайна в качестве фундаментальной конструкции.

Например, это может быть всем известная модель ADDIE, так как в ней описываются процессы проектирования образовательного продукта. Конечно же, она может быть дополнена и видоизменена в зависимости от потребностей.

2️⃣ Разметить и описать детально процессы проектирования разных форматов курсов обучения.

Обычно берут самые распространённые в компании, так как на них строится массовое курсостроение. Например, у меня это были продуктовые (hard skills) курсы компании, которые разрабатывались в формате видеокурсов и лонгридов.

3️⃣ Разработать методические инструменты, которые системно решают задачи на каждом из этапов процесса проектирования разных форматов курсов обучения.

«5 шагов взаимодействия с экспертом» тут точно не подойдёт. Это должен быть подробный, пошаговый и с опорой на научный подход инструмент. То есть, если вы стандартизируете работу с экспертом при создании контента, то прописываете всё до деталей Название занятия: от учебной цели занятия и образовательных результатов до алгоритма содержательного наполнения учебного занятия.

Это самый трудоёмкий, на мой взгляд, этап.

Например, это могут быть методические фреймворки.

🟠 Основные плюсы методической стандартизации

  • Сокращение времени и затрат на разработку курсов обучения.
  • Повышение качества образовательных продуктов за счёт внедрения методических подходов.
  • Упрощение управления процессом обучения.

Коллеги, а у вас был опыт методической стандартизации разработки образовательных продуктов ❓

Михаил Осипов и Команда сообщества Digital Learning

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *