💭 Еженедельно мониторю образовательный рынок, чтобы отслеживать изменения на рынке труда. Анализирую, соответственно, компетентностный состав различных позиций.
Наткнулся на вакансию методиста в одной из крупных компаний (700-900 тыс. сотрудников).
Соответственно, в задачах для позиции указано «формирование методических стандартов». Как говорится, в очередной раз подтвердилась гипотеза о том, что корпоративный сектор заинтересован именно в формировании стандартизированных процессов в курсостроении.
И кто бы и что не говорил относительно гибкости и креативности в подходах — всё равно большая часть компаний стремится к методической стандартизации, что обеспечивает в дальнейшем поточную разработку. Мой личный опыт также подтверждает эту гипотезу. О нём поговорим чуть позднее.
И в этом случае стремление компаний вполне оправдано. И даже похвально!
Особенно если мы ведём речь о тех компаниях, у которых существуют корпоративные университеты, занимающиеся разработкой стандартов и передачей их в качестве подходов своим филиалам, которые также обучают сотрудников.
🟠 О личном опыте методической стандартизации
Когда я работал координатором обучения и развития персонала в производственной компании, то меня ни раз посещала мысль о формировании методологии для создания методических стандартов в корпоративном курсостроении. Причем мне никогда не хотелось создавать пустые и никому ненужные бумажки, поэтому эту масштабную задачу я стратегически обдумывал только в свободное время.
В итоге получилось создать только локальный нормативный акт, в котором были отражены организационные и технические условия проектирования обучения. А вот до методических условий так и не дошёл вопрос, так как он требовал научного подхода, а для этого необходимо было перерабатывать массивы информации, связанных с педагогическим дизайном в том числе.
Я, конечно, создал на локальном уровне методические фреймворки, доносил их ценность до преподавателей, экспертов, тренеров и т.д. Но они являлись лишь отдельными методическим инструментами, которые необходимо было связывать другом с другом, чтобы приблизиться к методической стандартизации всего процесса курсостроения. Но для этого, к сожалению, было недостаточно времени, так как задача исследовательская на 100%.
🟠 Как подойти к созданию методических стандартов в корпоративном секторе обучения?
На мой взгляд, одним из перспективных шагов для решения столь масштабной задачи необходимо:
1️⃣ Определить проектную модель педагогического дизайна в качестве фундаментальной конструкции.
Например, это может быть всем известная модель ADDIE, так как в ней описываются процессы проектирования образовательного продукта. Конечно же, она может быть дополнена и видоизменена в зависимости от потребностей.
2️⃣ Разметить и описать детально процессы проектирования разных форматов курсов обучения.
Обычно берут самые распространённые в компании, так как на них строится массовое курсостроение. Например, у меня это были продуктовые (hard skills) курсы компании, которые разрабатывались в формате видеокурсов и лонгридов.
3️⃣ Разработать методические инструменты, которые системно решают задачи на каждом из этапов процесса проектирования разных форматов курсов обучения.
«5 шагов взаимодействия с экспертом» тут точно не подойдёт. Это должен быть подробный, пошаговый и с опорой на научный подход инструмент. То есть, если вы стандартизируете работу с экспертом при создании контента, то прописываете всё до деталей Название занятия: от учебной цели занятия и образовательных результатов до алгоритма содержательного наполнения учебного занятия.
Это самый трудоёмкий, на мой взгляд, этап.
Например, это могут быть методические фреймворки.
🟠 Основные плюсы методической стандартизации
- Сокращение времени и затрат на разработку курсов обучения.
- Повышение качества образовательных продуктов за счёт внедрения методических подходов.
- Упрощение управления процессом обучения.
Коллеги, а у вас был опыт методической стандартизации разработки образовательных продуктов ❓
Михаил Осипов и Команда сообщества Digital Learning