Последние несколько лет я занимаюсь поиском эффективных решений из научного мира для создания образовательных продуктов и делюсь ими с тысячами коллег.
Наблюдения показывают, что поклонников научного подхода становится всё больше и больше. Причём не только среди читателей библиотеки канала «Лаборатории онлайн-обучения», но и среди коллег, которые ведут свои телеграм-каналы.
Действительно замечаю, как авторы стали больше писать о том, как «учится» человеческий мозг, какие учебные теории или модели применять при проектировании образовательных продуктов, как правильно учить взрослых, как оценивать знания студентов и многое другое.
Это факт радует!
💭 Теперь представим, что я начинающий проектировщик обучения, например, методист или педагогический дизайнер, который хочет понять, на каких именно этапах проектирования образовательного продукта можно использовать научный подход и где брать для этого информацию.
Давайте вкратце порассуждаем.
Что такое «научный подход»?
В моей практике научный подход — это использование при создании образовательного продукта таких областей знаний как: педагогика (куда включена андрагогика), педагогическая, когнитивная, социальная и возрастная психология, образовательная нейронаука и мультимедийная дидактика.
Хочется отметить, что у каждого методиста/педдизайнера свой набор так называемых источников научного знания, т.к. у каждого образовательного продукта как минимум своя образовательная среда, которая имеет ряд особенностей.
Для чего используется научный подход?
Если ответить одним предложением, то для обоснованного принятия методических решений при проектировании образовательных продуктов.
«Обоснованное» означает 👇🏼
- Принятое на основе данных. Например, когда вы при помощи учебной аналитики зафиксировали низкую активность ваших обучающихся, обнаружили причины низкой активности и приняли решение сменить LMS-платформу.
- Принятое на имеющемся научном знании. Например, при создании образовательного лонгрида вы применили один из принципов мультимедиа Р.Мейера в целях снижения когнитивной нагрузки от контента.
Кстати, оба пункта применяю, когда консультирую коллег
Какие именно научные знания можно использовать на разных этапах проектирования образовательного продукта?
Для ответа на вопрос в качестве фреймворка возьмём всем известную проектную модель педагогического дизайна ADDIE.
🟠Этап анализ (A)
Во время анализа целевой аудитории используйте методы социологического исследования. Например, количественные и качественные. При оценке текущих знаний студентов — обратитесь к педагогической диагностике, при постановке учебных целей — к теме педагогического целеполагания, для выстраивания эффективной коммуникации с экспертами — к теме психологии личности и т.д.
🟠Этап проектирования (D)
При проектирования учебной программы опирайтесь на теории обучения (бихевиоризм, когнитивизм и конструктивизм), модели обучения (например, андрагогическую, если обучаете взрослых) и т.д. Для определения образовательного результата — на компетентностную модель, для выбора оптимального количества учебных активностей — на особенности когнитивных процессов человека и т.д.
🟠Этап разработки (D)
Для определения оптимального количества и сложности учебного контента обратитесь к принципам мультимедиа Р.Мейера, для создания мотивационной среды и инструментов вовлеченности — к теме учебной мотивации (либо к отдельным моделям, например, ARCS) и т.д.
🟠Этап внедрения (I)
Для понимания того, как сопровождать студентов или строить сообщества вокруг образовательного продукта обратитесь к психологии обучения (также можно почитать социальную психологию, например, социальную психологию групп). Для мониторинга и оценки прогресса обучения — к дидактике и т.д.
🟠Этап оценки (E)
Для оценки ЗУНов или компетенций студентов обращайтесь к теме методов оценки. Также рекомендуется обращаться к педагогической диагностике, психометрии, мат.статистике.
Коллеги, а вы используете научный подход при создании образовательных продуктов ❓
Михаил Осипов и Команда сообщества Digital Learning