Модель мотивации ARCS

Как создать мотивационную среду курса обучения? Какие компоненты необходимо учитывать? Может ли существовать некий фреймворк для подобной задачи? Эти и многие другие вопросы продолжают оставаться на повестке дня.

Но, как бы выразились опытные коллеги, конкретного ответа на данные вопросы быть не может. Так как в каждом курсе обучения своя уникальная образовательная среда. И подобрать эффективную модель мотивации можно только экспериментируя с ними ☝🏼

Итак…

Кто и когда создал модель мотивации ARCS?

Создатель — исследователь и разработчик мотивационных стратегий в обучении Джон Келлер. Дата создания модели — 1987 год.

Какая теория лежит в основе модели?

Теория ожидаемой ценности.
Эта теория предполагает, что человек мотивирован, если:

🟠Поставленная перед ним задача имеет ценность и удовлетворяет его личные потребности.
🟠Он сам верит, что способен преуспеть в её решении.

Из каких компонентов состоит модель?

1️⃣ Внимание (Attention)

Цель: Привлечь внимание студентов и заинтересовать их в изучении материала.

Способы:

  • Активное участие обучающихся (ролевые игры, симуляции и т.д.).
  • Юмор (мемы, юмористические аналогии, профессиональные анекдоты и т.д).
  • Контринтуитивный факт, идущий вразрез со знаниями обучающихся.
  • Примеры из реальной жизни (например, личная история по теме обучения).
  • Задавание вопросов (например, сократический метод, мозгоштурм и т.д.)

2️⃣ Значимость (Relevance).

Цель: Показать учащимся, как материал, который они изучают, связан с их жизнью и интересами.

Способы:

  • Сообщите студентам, как новое обучение поможет им использовать уже
    имеющиеся знания.
  • Расскажите студентам, чем данное обучение будет им полезно сегодня, а чем в будущем.
  • Пригласите на занятия наставника курса или просто студентов, которые ранее прошли обучение, чтобы они поделились своей ценностью от приобретённых знаний (если есть ресурсы — пригласите известного эксперта по теме обучения).

3️⃣ Уверенность (Confidence)

Цель: Помочь студентам развить чувство уверенности в своих способностях.

Способы:

  • Объясните обучающимся, почему они имеют все основания для успеха в освоении материала (рекомендую на вводном модуле/занятии).
  • Сообщайте перед каждым занятием, какие знания необходимо освоить и какие существуют критерии оценки (рекомендую использовать методику самооценки).
  • Предоставляйте конструктивную обратную связь (объясняйте успехи/неудачи внутренними факторами («рекомендуем ещё раз изучить раздаточный материал Y»), а не внешними («ой, просто не твой день»); давайте студентам контроль над собственным обучением).
  • Обеспечьте постепенно нарастающий уровень сложности заданий.

4️⃣ Удовлетворение (Satisfaction)

Цель: Обеспечить учащихся возможностью испытать чувство удовлетворения от своих достижений.

Способы:

  • Практическое применение материала студентами сразу после изучения.
  • Положительное стимулирование (похвала в процессе обучения за значимые результаты, но не стоит хвалить за освоение слишком простого материала; личное внимание эксперта/преподавателя/куратора; любая мотивационная обратная связь студенту сразу после выполнения задания).
  • Избегание негативного воздействия (не используйте вертикальные связи, не сообщайте недочёты студента при всех и т.д.).

Существуют ли исследования, подтверждающие эффективность модели мотивации ARCS?

Да.

Например, научная статья Kun Li, John M. Keller «Use of the ARCS model in education: A literature review», в которой рассматриваются эмпирические исследования по применению модели. В этом обзоре основное внимание уделяется трем аспектам: (1) как модель ARCS применялась в конкретных образовательных условиях; (2) какие методы исследования использовались; и (3) какие результаты были зарегистрированы в этих исследованиях.

Коллеги, а какие вы используете модели для построения мотивационной среды в обучении ❓

Источники 📖
Kun Li, John M. Keller «Use of the ARCS model in education: A literature review»
Интернет-ресурсы: k3hamilton. com, yuripavlov. ru, hrland. org

Михаил Осипов и Команда сообщества Digital Learning

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *