Наблюдаю удивительное изменение, которое вполне может стать устойчивым и очень хорошим трендом. В крупные компании на роль руководителей функции обучения начинают приглашать экспертов из мира eLearning (не буду уточнять явки и пороли, но информация надежная :)). Это переворачивает всю текущую картину корпоративного обучения!
Сколько бы ни говорили в корпоративном обучении, что больше нет надобности в термине eLearning, так как все современное обучение (learning) использует цифровые технологии, только мы видим другое. В реальности в корпоративном секторе (про академический не берусь утверждать) – у руля функций чаще всего по прежнему матерые «обученцы». Все основные процессы и роли закручены вокруг очных программ обучения, а где-то сбоку существуют ребята вроде меня, которые часть запросов бизнеса (с барского плеча коллег из «очки») переводят в «электрический» и смешанный формат. А бюджет? Чаще всего бюджет на дистанционнку это все еще 1-4% от очного обучения, при том что охват и доля дистанционного формата уже может вполне обходить «очку».
Да, мы у себя меняем эту ситуацию в сторону того чтобы такого разделения было меньше, чтобы при анализе запросов от бизнеса рассматривался весь спектр возможных форматов и инструментов и прибегали к моей помощи. Но ключевое слово – «меняем», а не переворачиваем.
Другое дело, когда лидеры компании понимают, что им нужна совсем другая функция обучения. Что их функцию должна строиться нет от классических «обученцев», где есть «сбоку бантик» в виде eLearning-команды. А проектироваться изначально, как цифровая среда обучения, как платформа, как концепция в которой в основе множество современных решений, где «очка» это всего лишь один из инструментов (кстати, с очень ограниченным радиусом действия и KPI). Звучит пока как фантастика, но есть предпосылки уже, есть!
Лично для меня это даже меняет мои взгляды на будущее. Раньше я спорил сам с собой – с одной я прекрасно вижу сильные стороны очного обучения. Особенно радуют интерактивные тренинги, командообразующие сессии, бизнес-симуляции. Сам активно развивался в этом направлении. Но я использую эти инструменты четко там, где они дают максимальный эффект. И при этом, заглядывая в себя, я понимал, что почему-то не горю желанием стать в ближайшее время лидером всей функции обучения. Потому что я чаще всего наблюдаю совсем другую картину. Когда очное обучение используют на автомате из-за отсутствия компетенций и желания что-то менять. Когда основанная функция «очки» сводится к «тренинги-шоу» и просто шоу для топ-менеджеров. Когда в ходу устойчивые термины вроде «отгандопасить». Когда бюджеты на эти шоу в сотни и тысячи раз превышают затраты на дистанционные форматы. Уйти от любимого дела — от развития и использования максимально эффективных инструментов к этому как-то не очень хочется. Но если этот мир всё-таки вертится и поворачивается в сторону, о которой я написал, то я очень даже хочу быть одним из лидеров такого корпоративного обучения! И теперь я очень хорошо и с удовольствием представляю такое своё будущие! 🙂
Давайте вместе крутить мир в нужную строну!
Ваш Павел Безяев