Yahoo Answers: как непродуманная геймификация забила последний гвоздь в популярный сервис

Недавно наткнулся на интересный кейс по геймификации, который не встречал ранее в RU сегменте интернета. Спешу поделиться им с вами.

Yahoo Answers: как непродуманная геймификация забила последний гвоздь в популярный сервис

Немного вводных: Yahoo Answers — онлайн-платформа для вопросов и ответов, запущенная Yahoo в 2005 году. По факту то же самое, что Ответы Mail.ru (точнее, Ответы Mail.ru — то же самое, что Yahoo Answers).

На старте сервис был безумно популярен. Но с развитием конкурентов (например, таких как Reddit), улучшением алгоритмов поисковиков (и навыков их использования) и ухудшением качества ответов на самом сервисе, популярность Yahoo Answers начала стремительно падать. Да и все больше пользователей узнавали, как правильно кипятить воду на YouTube (лучше же один раз увидеть).

Если что-то болит — нужно приложить к этому геймификацию, и все пройдет, правильно?

Yahoo решила добавить «стандартный набор геймификации»: начислять баллы за активность и ввести систему уровней. Дал ответ — получил баллы, проголосовал за лучший ответ — получил баллы, за твой ответ проголосовали — ну понимаете. Чем больше у тебя баллов — тем выше уровень, и все видят, что ты молодец.

Геймификация, введенная для стимулирования участия, имела обратный эффект. Пользователи стремились набирать баллы, прикладывая минимальные усилия (они всегда так делают): давали короткие, очевидные ответы, при этом даже в тех темах, в которых не разбирались, голосовали за лучшие ответы по случайному принципу (зачем заморачиваться, если можно лайкнуть что угодно?). Количество ответов, конечно, выросло, но их качество упало (а оно и было не на высоте), что еще сильнее снизило доверие к платформе и отпугнуло профессионалов и экспертов, чья информация могла бы значительно поднять уровень дискуссий.

Как итог, Yahoo Answers стала отличной площадкой разве что для вдохновения комиков. Найти нормальный ответ — задача не из простых, а вот глупых ответов было в избытке.

В 2021 году сервис был закрыт, а все данные удалены.

——

В нашей практике встречаются похожие вызовы, как у Yahoo Answers 15 лет назад: важно, чтобы пользователи активнее проходили курсы, оставляли отзывы, комментировали новости на корпоративном портале, ставили реакции и.т.д.

При внедрении геймификации важно учитывать неудачный опыт Yahoo:

Мотивация на качественные действия:
Что является целевым действием? Поощрения должны быть направлены на качественное выполнение задач, а не на простое накопление баллов.
Регулярная оценка системы геймификации:
Важно иметь механизмы регулярного мониторинга и оценки эффективности геймификации (и вносить правки).
Всегда нужно думать о простых, фродовых и нечестных способах получения преимущества:
Особенно это важно, когда есть ощутимая материальная мотивация. В 2025 году сложно побудить пользователя на действия простым зачислением баллов в какой-то табличке, а вот бесплатный iPhone замотивирует «пролайкать» все посты на корпоративном портале за последние 10 лет. Вот только зачем нам это?

P.S. Если у продукта высокая ценность — возможно, использование геймификации для увеличения активности будет вообще излишним.

Алексей Миляев и команда сообщества Digital Learning

Related Posts