Образовательные дебаты

Всем привет 👋🏼

С вами Осипов Михаил.

На прошлой неделе делился с вами тремя рекомендациями по организации дискуссий в обучении на примере своего наставничества.

Теперь пришло время разобрать не менее сложную, но достаточно популярную активность как образовательные дебаты.

Образовательные дебаты — это форма структурированного обсуждения, в которой участники представляют и защищают различные точки зрения по определенной теме или вопросу. Стоит также добавить, что это игровой вид учебной деятельности.

Дебаты довольно распространены в мире, существует даже Международная ассоциация образовательных дебатов IDEA (lnternational Debate Educational Assotiation).

Существует ли отличие дебатов от классической дискуссии?

Да, дискуссии не имеют формальной оценки и менее состязательны,  дебаты — наоборот.

Где наиболее популярны дебаты?

В вузах и школах, так как среди обучающихся важно развитие навыков коммуникации, ораторского искусства, критического мышления (например, в части выработки фактических и оценочных заключений) и т.д.

Но их иногда практикуют на тренингах в корпоративном обучении (например, среди управленческого персонала).

Как организован процесс дебатов?

1️. Как правило, любые дебаты начинаются с выбора темы. 
Тема — это спорное суждение, которое формирует основу для дебатов.

Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям:
• все участники понимают тему обсуждения одинаково;
• тема развивается, а не имеет однозначный, лежащий на поверхности ответ;
• для всех участников тема является актуальной и вызывает интерес.

Например, «Дистанционное обучение или традиционное обучение: что эффективнее для достижения образовательных результатов у разных сотрудников компании?».

2️. Следующий этап — это подготовка.

•  знакомство участников с правилами организации и проведения дебатов;
•  определение исходного тезиса дебатов;
•  распределение ролей;
•  разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов, поддержек;
•  разработка критериев оценки.

Здесь важна поддержка тех, кто впервые участвует в образовательных дебатах. 

3️. Последний этап — это проведение дебатов и подведение итогов.

В ролевой модели существует 2 вида ораторов (спикеров) те, кто «за» и те, кто «против» основного тезиса.

Дебаты организует и ведёт председатель. Он не участвует в обсуждении. Секретарь может помогать председателю, сообщая выступающим, сколько времени им отведено.

В дебатах участвуют нечётное количество экспертов. Дебаты не могут завершиться вничью: одна из команд получает преимущество. Решение экспертов является окончательным.

С образцом протокола эксперта можно ознакомиться здесь, а критериями балльной оценки действий ораторов (спикеров) — здесь.

Коллеги, скажите, пожалуйста, у вас был опыт участия, или проведения образовательных дебатов? Поделитесь своим мнением о формате в комментариях 👇🏼

Источники 📖
Особенности организации и проведения дебатов — как форма организации занятия
Технология проведения дебатов
• Михаил Кларин «Инновационные модели обучения»

Related Posts