В чате канала (https://t.me/osipov_education_lab) я (https://t.me/osipov_education_lab) иногда делюсь практическим опытом и полезными книгами относительно разработки кейсов как инструмента обучения, так и средства оценки. Дело в том,что когда работал в корпоративном секторе, то приходилось заниматься методологическими вопросами разработки и внедрения кейсов. Во многом, конечно, мне помогла литература.
Сегодня хотелось бы вкратце поговорить о типах кейсов в зависимости от темы и этапах их разработки для корпоративного сектора.
Ни для кого не секрет, что кейсовый метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса (HBS). Хотя некоторые утверждают, что кейс-метод ещё появился до HBS и его впервые ввел в практику декан «Harvard Law School» Кристофер Коламбус Лэнгделл (https://en.wikipedia.org/wiki/Christopher_Columbus_Langdell) в 1870 г.
Основа кейс-метода обучения в корпоративной сфере в том, что метод основан на использовании сценариев реальных бизнес-ситуаций, которые сотрудники изучают, анализируют и решают. Кейс-метод полезен тем, что помогает сотрудникам применять полученные знания на практике, развивает креативное и критическое мышление у сотрудников.
🔹Типы кейсов для бизнеса в зависимости от темы
- Финансовые кейсы.
Например, оценка финансовых перспектив компании в условиях экономического спада.
Если интересны примеры, то можно перейти по ссылочке (https://www.econ.msu.ru/students/bachelor/mng/Project-MAX/cases/News.20230502095000_4066/) и скачать «Сборник кейсов и практических заданий по управленческим дисциплинам: учебное пособие для направления “Менеджмент”»
- Маркетинговые кейсы.
Например, развитие маркетинговой стратегии для запуска нового продукта на рынке.
По маркетинговым кейсам существует книжечка Козловой Юлии Борисовны «Сборник кейсов. Учебное пособие», или, например, книга «Стратегический и операционный маркетинг: кейсы из коллекции Высшей школы менеджмента СПбГУ» под редакцией Гладких Игоря Валентиновича
- Управленческие (менеджмент) кейсы.
Например, стратегии для внедрения искусственного интеллекта в управление бизнес-процессами компании.
По управленческим кейсам можно посмотреть книгу Алексея Свищева «Сборник кейсов по менеджменту. Учебно-практическое пособие»
Дополнительно: международные кейсы.
Например, подготовка стратегии входа компании на новый иностранный рынок с учетом культурных и юридических особенностей.
По международным кейсам, конечно же, рекомендую книгу Алениной Карины Анатольевны «Сборник кейсов для международного менеджера»
🔹Основные этапы создания кейса
- Определение цели кейса.
- Проведение исследования и сбор информации о компании или ситуации, на которую будет написан кейс.
- Разработка структуры кейса.
- Разработка формата кейса.
- Написание сценария и сюжетных линий кейса.
- Проведение интервью и сбор аналитической информации для поддержки кейса.
дополнительно 👇🏼 - Внедрение кейса на практике.
- Сбор обратной связи, редактирование и корректировка кейса.
Что касается времени разработки, то существуют как простые кейсы, которые готовятся достаточно быстро. Например, для Академии DL в качестве домашнего задания я разрабатывал мини-кейс по своему модулю. Ушло порядка 3-4 часов. Также существуют и более сложные кейсы, которые разрабатываются до нескольких месяцев, например, той же Гарвардской школой бизнеса. Иначе говоря, создать эффективный кейс — это целое искусство.
Кстати, если вам интересно развитие насмотренности по этой теме, то рекомендую полистать кейсы профессора Криса Кристенсена (https://www.hbs.edu/teaching/about-the-center/Pages/c-roland-christensen.aspx), (https://www.hbs.edu/teaching/about-the-center/Pages/c-roland-christensen.aspx) который создал сотни кейсов, обучил тысячи студентов, а также написал книгу «Education for Judgment: The Artistry of Discussion Leadership and Teaching and the Case Method». Также для развития насмотренности рекомендую изучить сайт Национального ресурсного центра учебных кейсов (https://gsb.hse.ru/csc/) Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.
Михаил Осипов (https://t.me/osipov_education) и Команда сообщества Digital Learning