Многие думают, что креативность – это про ту самую “творческую жилку”. А меж тем психологи, исследовавшие тему креативности (Э. П. Торренс, Р. Стернберг, Т. Любарту, М. А. Холодная и др.) считали, что креативное мышление – это определенное умение подходить к решению тех или иных вопросов нестандартно. И для этого существует множество вспомогательных подходов и инструментов.
Сегодня поговорим про морфологический анализ – метод систематического исследования и решения проблем, который помогает выявлять и анализировать все возможные варианты и комбинации. Автор этого метода – Фриц Цвикки. Изначально метод предназначен для решения проектных проблем в науке. Его суть в том, чтобы разложить объект на составляющие, потом выбрать несколько из них, заменить и соединить снова в единый объект, чтобы тот смотрелся гармонично.
Основные этапы морфологического анализа:
🟣 Определение проблемы: Четко формулируется проблема или задача, которую необходимо решить.
🟣 Идентификация параметров: Определяются ключевые параметры или характеристики проблемы.
🟣 Создание морфологической матрицы: Строится таблица, в которой перечислены все возможные значения для каждого параметра.
🟣 Комбинирование вариантов: Исследуются все возможные комбинации значений параметров.
🟣 Анализ и оценка: Изучаются и оцениваются полученные комбинации для выбора наилучшего решения.
Этот инструмент может быть использован в рамках продуктового подхода, а именно:
🟣 Генерации идей: Морфологический анализ помогает генерировать новые идеи и решения, комбинируя различные параметры и их значения.
🟣 Инноваций: Этот метод позволяет находить инновационные подходы к созданию новых продуктов и услуг.
🟣 Улучшения существующих продуктов: Анализируя различные комбинации характеристик, можно найти способы улучшения уже существующих продуктов.
В следующем посте на примере обсудим, как применить морфологический анализ для создания образовательного продукта.
Варвара Егорова и Команда сообщества Digital Learning
#образованиекакпродукт