Автобус и обучение — где связь?

Термин bus factor (или truck factor) по данным из открытых источников появился в области разработки программного обеспечения, когда в 1994 г. Майкл Маклей, задал публично вопрос : что произойдёт с языком Python, если Гвидо ван Россума собьёт автобус?

▪️ это мера сосредоточения информации среди отдельных членов проекта.
В российской практике управления знаниями понятие также могут называть «фактором кирпича» — показатель количества участников бизнес-процесса — носителей незафиксированных знаний, после выбывания которых (например, падения кирпича на голову) процесс не может быть продолжен.

Во время работы внутри корпоративных  университетов я всегда билась за хранение всех материалов в общем пространстве. Да простят мне мое занудство мои коллективы, но я постоянно вылавливала файлы, которые делались в «своей папочке», потому что еще не идеальные и в общую папку класть их рано, и убеждала (вежливо, но сотрудники понимали, что у них варианта отказаться нет) переместить все же материал в общее пространство и работать с ним там.
И несколько раз этот подход спасал во время  болезни / отпуска или внезапной потребности срочно что-то сделать  в отсутствие основного владельца процесса.

При анализе бизнес-процессов организаций можно натолкнуться не только на отдельные документы, а на весь отдельный функционал, коэффициент которого равен 1, то есть в компании не только некем заменить сотрудника, но никто даже не знает толком, чем он занимается, а значит он является единой точкой отказа — частью системы, которая останавливает работу всей системы в случае отказа.

В источниках рекомендуются следующие действия, для повышения коэффициента BUS:
▪️Снижать сложность процессов
▪️Документировать все процессы и поддерживать актуальность документации
▪️Поощрять перекрестное обучение, обмен опытом

В своей работе с экспертами я выделила бы еще несколько способов:
▪️Создавать культуру и отношения, которая стимулирует делиться знаниями
▪️Делать особенные процедуры ежегодной оценки для высокорезультативных сотрудников — например, в виде эссе с описанием своего успешного кейса
▪️Организовывать конкурсы профессионального мастерства, в том числе привлекать в жюри или для наставничества команд конкурса
▪️Привлекать к разработке (или рецензированию) обучений

Наталия Иванова и команда сообщества Digital Learning

Related Posts