ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ АЛЬБЕРТА БАНДУРЫ И ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ

 Создателем теории социального научения является канадский и американский психолог Альберт Бандура. Теория социального научения рассматривает поведение человека как взаимное влияние поведенческих, когнитивных и средовых факторов. В теории транслируется идея о том, что люди учатся, наблюдая и имитируя поведение, смоделированное другими. Бандура назвал это явление “наблюдательным обучением“.

Бихевиористы утверждают, что обучение приводит к постоянным изменениям в поведении. Однако Бандура показал, что обучение через наблюдение может происходить без демонстрации учеником какого-либо нового поведения. Другими словами, вы можете наблюдать, имитировать или моделировать что-либо, но можете не научиться этому.

Бандура исследовал вопрос о том, что должно произойти, чтобы можно было научиться наблюдаемому поведению (в дополнение к наблюдению), и выделил четыре необходимых шага: внимание, удержание, воспроизведение и мотивация. Разберём их, опираясь на онлайн-обучение.

Внимание
Ни для кого не секрет, что если студент постоянно отвлекается, то это ухудшает качество обучения. Поэтому внимание помогает концентрироваться студенту на той модели поведения (имитации/отражения), которую ему необходимо приобрести в течение обучения. Если курс асинхронный, то вы можете, например, показывать вебинары со специалистами, которые выполняют определенные задачи, а затем предлагать студентам отвечать на вопросы о том, что сработало, а что нет. Если обучение синхронное, то привлечение внимания учащихся можно обеспечить за счёт студенческих дискуссий, интригующего заголовка, образовательного сторителлинга, наводящих вопросов и т.д. Ведь чем выше интерес у студента, тем больше шансов у него сосредоточиться.

Запоминание
На этом шаге обучения студент должен запомнить то, что он наблюдал в процессе имитации или отражения. Социальное обучение играет ключевую роль в сохранении учебной информации. Когда студенты обсуждают обучение друг с другом, то связывают это со своим личным опытом (особенно взрослые). Поэтому в онлайн-обучении необходимо предоставлять возможность для взаимодействий. Если обучение асинхронное, то можно использовать, например, чаты мессенджеров или форумы на образовательной платформе. Если обучение синхронное, то эффективным инструментом может стать обратная связь от преподавателя (причём как индивидуальная, так и групповая). Стоит отметить, что эмоции также влияют на запоминание информации. Одним из способов поддержания положительного аффекта является использование в курсе трёх уровней дизайна Дональда Нормана.

 Воспроизведение
После того как студент обратил внимание на новую форму поведения и запомнил информацию, её нужно перевести в действие. Практика позволяет улучшить результаты обучения. Эффективными решениями являются: коллегиальная оценка студентов друг друга, совместное решение кейсов, командное ведение образовательных проектов и т.д.

Мотивация
Последним шагом является мотивация. Чтобы добиться наибольшего успеха в любом обучении через наблюдение, студенту необходимо быть мотивированным. Если студент видит, что его или кого-то вознаграждают, он, скорее всего, продолжит такое поведение. Точно также, если он наблюдает, что его или кого-то игнорируют, то он может прекратить подражать поведению. Учащийся должен уметь видеть преимущества нового поведения. Что касается наград, то если они не являются важными для студента, то он не будет повторять или имитировать поведение и/или навык. Поэтому перед началом обучения рекомендуется тщательно изучать потребности, цели, ценности и иные характеристики целевой аудитории. Это поможет верно подобрать инструменты для их мотивации (причём как внутренней, так и внешней).

 Источники
– Bajcar E.A., Bąbel P. «How Does Observational Learning Produce Placebo Effects? A Model Integrating Research Findings»
– McLeod S. «Albert Bandura’s Social Learning Theory»
– Ресурсы: psy. wikireading. ru, verywellmind. com, proprofstraining. com

Михаил Осипов и Команда сообщества Digital Learning

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *