Результаты исследования рынка корпоративного обучения 2024 года от сообщества Digital Learning: ИИ с нами, а мы научились оценивать эффективность без данных?

Результаты исследования рынка корпоративного обучения 2024 года от сообщества Digital Learning: ИИ с нами, а мы научились оценивать эффективность без данных?

18 июня сообщество Digital Learning поделилось результатами третьего ежегодного исследования рынка корпоративного обучения. Снова удалось выявить интересные тенденции, антитренды и особенности развития нашего рынка.

Цель нашего исследования – выявлять изменения и тенденции развития рынка корпоративного обучения в сфере технологий, форматов и подходов и оказывать влияние на эти процессы (корректировать).

Всего было четыре блока вопросов:

1. Форматы обучения и ИИ

Здесь мы видим, что последние три года нет каких-либо заметных скачков. Очевидно, что большинство участников рынка (90%) хорошо чувствуют себя и в онлайн и в очном формате. В «чистом» онлайн работают всего 8-9% респондентов, а только очно учат порядка 1-3%. Именно это мы прогнозировали по итогам 2021 года, хотя было очень много скептиков, которые обещали, что всем «надоел ваш онлайн» и будет – «откат к очке».

И конечно, мы наблюдаем тренд на применении ИИ в обучении (для организации и проведения). В прошлом году экспериментировали с этим только 13% участников, а в этом уже больше 40%. При этом на постоянной основе (системно) работают с ИИ пока только 2%.

2. Платформы и инструменты

В опросе про ключевые критерии LMS уже второй год лидируют аналитика и удобство для пользователей. А вот геймификация ушла из ТОП3. Оценка значимости аналитики радует и совпадает с нашим ожиданиями, но удивляет другое – поддержка xAPI/CMI5 не вошла даже в ТОП 10, а это явное противоречие. Мы хотим получать хорошую аналитику, при этом не собираем для этого данные.

Мы видим, что рынок LMS сохраняет динамичность и 17% респондентов планируют менять платформу, хотя это и ниже показателей прошлого года. Пик импортозамещения пройден и теперь причины для замены другие – семена задач и масштабов, а также стоимость и поддержка.

Очень интересная картина в плане применяемых сервисов для синхронного онлайн-обучения. Три года назад ZOOM доминировал в этой нише с огромным отрывом (65%), и незначительная доля была у отечественных сервисов. В прошлом году лидера сильно потеснили (осталось 33%). Но в этом году ZOOM снова отыграл и набрал 50%! На втором месте МТС Линк, который подрос почти в два раза – с 18% до 33%. Следом идут ЯндексТелемост и Skype (по 18%), а дальше множество других сервисов с небольшой долей рынка.   


3. Разработка курсов и готовый контент

Тут у нас самые интересные открытия. Каждый год мы надеемся, что доля тех, кто разрабатывает контент своими силами начнёт сокращаться и будет увеличиваться доля покупного и арендованного. В 2022 и 2023 – 90% компаний разрабатывали контент самостоятельно, а в 2024… – 97(!!!). Да, тут есть нюансы и нужны более глубокие исследования, но общий антитренд очевиден – все «пилят сами».

Очень надеемся, что именно наше сообщество помогло сломать другое антитренд. Два года назад было 0% тех, кто системно использовал онлайн-программы от онлайн-школ в корпоративном обучении. В прошлому году таких было уже 5%, ну а в этом – 7%. Позитивная динамика есть и это хорошо.

И мы видим, что ИИ активно проникает в разработку курсов, пока на постоянной основе используют всего 3%, но 33% – экспериментируют, а 25% – делают это под задачу, а это уже существенно.

4. Оценка эффективности

Здесь мы видим самый позитивный тренд. Если 3 года назад у нас 14% компаний никак не оценивали эффективность, а большинство обходились анкетами обратной связи и тестами и лишь 4% что-то делали по Киркпатрику, то в этом году уже 30% оценивают по этой модели, 44% – оценивают влияние на результат (KPI), а 27% – обязательно согласуют с бизнесом показатели эффективности. И мы реально видим по рынку эту положительную динамику! Вот только проблема с xAPI как-то не вписывается в этот тренд… Ну и ладно)

Общий вывод:
Наряду с очень положительными тенденциями, которые мы прогнозировали ещё несколько лет назад (например, практический интерес к оценке эффективности обучения), на рынке сохраняются и некоторые специфические особенности, которые можно объяснить сложившимися стереотипами и инерцией.

Видеозапись презентации результатов доступна здесь: https://www.youtube.com/watch?v=qTlfKJOLIjk

Подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе всех новостей и событий: https://forms.dashamail.ru/?f=149797

Павел Безяев и команда сообщества Digital Learning

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *