Рефлексия нужна не только студентам

Рефлексия нужна не только студентам.

💭 Довольно часто при проектировании учебных метрик я обращаюсь к формирующему оцениванию (https://t.me/educational_lab/143), в котором рефлексия занимает одно из главнейших мест при работе со студентами. Ведь рефлексия помогает анализировать студентам свой прогресс в обучении, влияет на их вовлеченность и мотивацию.

Например, у Эндрю Полларда даже существует на эту тему серия изданий «Reflective Teaching in Schools» (Рефлексивное обучение в школах), в которых даётся довольно много советов на основе данных.

Если говорить об обучении взрослых студентов, то одним из исследователей, который внедрил рефлексивную практику в обучение, стал всем известный Дэвид Колб и его цикл из четырех этапов (опыт, анализ, теория, практика).

Но только ли студентам необходимо задумываться о прогрессе в обучении? 🤔

Нет. О рефлексии важно помнить ещё и тем, кто учит (от преподавателей до наставников). Иначе становится затруднительным как улучшение конкретных методик обучения, так и редизайн всего курса в целом.

Причём согласно Луттенбергу и Бургену (2008), рефлексия может играть важную роль в повышении профессионального развития преподавателей. Учёные утверждают, что рефлексия может помочь преподавателям справиться со сложными ситуациями и найти решения проблем, которые не были решены в ходе исследований.

На самом деле, существуют разные модели рефлексивных циклов, которые могут использовать те, кто учит. Вкратце разберём один из самых простых моих вариантов, который включает в себя 5 этапов: обучение, самооценка, формирование плана улучшений, практика и оценка.

1️⃣ Обучение. На данном этапе происходит передача знаний студенту согласно плану занятия. Иначе говоря, проводится занятие с использованием запланированных методик.

Например, провели обучение по теме «Структура учебной презентации».

2️⃣ Самооценка. После завершения занятия преподавателем анализируется занятие, формируется список преимуществ и недостатков по его проведению.

Например, пришли к выводу, что в подтеме «3 базовых правила для работы с цифровым контентом» довольно эффективно использовать групповую работу студентов при объяснении материала с использованием кейс-метода, а в подтеме «Структура учебной презентации и цикл Колба» не хватает использования метода метафор и аналогий при объяснении материала.

3️⃣ Формирование плана улучшений. После проведенной рефлексии преподавателем формируется план улучшений (т.е. отбираются методики, которые помогут улучшить процесс обучения и исключаются неэффективные), а также создаётся список с типовыми ошибками, которые пополняются до завершения курса обучения.

Например, пришли к выводу, что в подтеме «3 базовых правила для работы с цифровым контентом» необходимо оставить кейс-метод, а в подтеме «Структура учебной презентации и цикл Колба» расширить количество понятных примеров, учитывая особенности целевой аудитории студентов.

Также зафиксировали типовую ошибку 1 (т.е. повторяющуюся): «Групповая динамика снижается, если постоянно давать возможность отвечать на занятиях только активным студентам».

4️⃣ Практика. На данном этапе отобранные методики реализуются в процессе обучения.

Например, в подтеме «3 базовых правила для работы с цифровым контентом» продолжаем активно использоваться кейс-метод, а в подтеме «Структура учебной презентации и цикл Колба» увеличиваем количество понятных примеров при объяснении подтемы.

5️⃣ Оценка. На завершающем этапе проводится оценка использования новых методик на практике.

Например, в подтеме «3 базовых правила для работы с цифровым контентом» при помощи кейс-метода оценивается количество студентов, которые успешно решили проблемную задачу, а в подтеме «Структура учебной презентации и цикл Колба» увеличивается количество вопросов, при помощи которых можно проверить понимание подтемы студентами.

Соответственно, после реализации этапа №5 цикл повторяется.

Коллеги, а вы используете рефлексию того, кто учит, для улучшения процессов обучения❓

Источники 📖
· What is reflective practice?
(https://www.reflectivepractitioner.co.uk/reflective-practice/)· Reflective teaching

Михаил Осипов (https://t.me/osipov_education) и Команда сообщества Digital Learning

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *