Как не забывать то, чему учился много лет назад?

Почему говорят, что школьное обучение мало пригождается?
Вспомним, как мы учились. В школе и институте многие задания выполнялись в последний момент, стихи учились за 5 минут до сдачи, параграфы читались по касательной и воспроизводились по «ключевым словам», не говорю уж про списывание.
И вылетает вся эта информация, естественно, почти так же быстро, как и влетела.
В этом плане «спринтеры» (люди с целью получить результат и хорошей памятью) в менее выгодном положении, чем «альпинисты», которые схватывают медленно, уделяя внимание деталям (Б.Оакли «Думай как математик»).

В школе, к сожалению, очень мало внимания уделяют двум важным моментам: цели изучения предметов и вариантам применения этих знаний.
Ощущение бесполезной траты времени и навязанного обучения убивает мотивацию посмотреть на тему с разных сторон, рождает желание проскочить, получить оценку и забыть как страшный сон.

В рабочих процессах мы сталкиваемся в последние десятилетия с валом информационных сообщений. На нормальное изучение — а это
… прочитать 🤍
… записать 🤍
… подумать 🤍
… вспомнить основные мысли 🤍
… пересказать кому-то, подискутировать над спорными вопросами 🤍
… перечитать 🤍
… перечитать спустя время…
А тут ритм такой, что даже дочитать до конца описание этого пути времени нет 🤍

Лично я использую две стратегии и несколько лайфхаков, которые работают:

Стратегия 1
Создавать систему хранения информации.
Например, все папки я делаю смысловыми, а не временными, потому что искать материалы с конференции DL удобнее в папке «Прошедшие мероприятия», а не 21.11.24.
А вот имена файлов, наоборот, всегда начинаются с даты актуализации — 21.11.24 Презентация DL.
Все пароли — в специальной программке.
Все заметки — в отдельном приложении (главное в одном).
Резюме и другие документы, которыми часто делишься, в Yonote (есть еще много аналогов).
Использовать максимум возможностей программ Outlook, Telegram и прочих каналов с прорвой входящих данных. Недавно научилась сортировать сообщения в Избранном ТГ с помощью тегов.
Так, приходится запоминать не детали информации, а путь к ней, что намного проще.

Стратегия 2
Фильтровать.
Это сложно, и у меня не всегда получается. Иногда FOMO накрывает, потому что интересно очень многое.
При этом фокусировка на одной теме в определенный период времени помогает получить более интересные результаты, начинаешь привязывать информацию к имеющимся знаниям, брать актуальное «для сейчас» и спокойно откладывать остальное (в систему хранения), пока не дойдешь до логической вехи в изучении темы. При этом не приходится запоминать с нуля, а начинаешь видеть связи, аналогии, вычленять главное. Тем более, что при более пристальном изучении 80% информации оказывается «водой», плавно омывающей 2-3 тезиса основной сути.

Лайфхаки, которые помогают обрести второе дыхание, если много интеллектуальной работы:

🤍 Не ругать себя за то, что что-то забылось. В выступлении перед большим количеством людей может выпасть слово или потеряться мысль. Паника только усугубляет дело, юмор спасает.
🤍 Пойти погулять.
🤍 Лечь спать на 20 минут.
🤍 Почитать детектив или художественную книгу.
🤍 Нейрографика.

🤍 А что работает у вас?🤍🤍

Наталия Иванова и команда сообщества Digital Learning

Related Posts