💭 Совсем недавно листал книгу Аванесова Вадима Сергеевича «Композиция тестовых заданий» (https://viperson.ru/uploads/attachment/file/949931/avanesov.pdf) и наткнулся на этапы разработки педагогических тестов, изложенные автором. Хотел бы ими с вами поделиться (свои комментарии я дополню под каждым этапом).
🔹 Разработка педагогических тестов состоит из нескольких этапов:
- Определение целей тестирования (форма контроля, вид теста, контингент обучающихся, ресурсы).
комментарий автора канала:
Любое создание педагогического теста начинается с целеполагания. Раскроем основные компоненты данного этапа.
Форма контроля — это то, как вы будете контролировать прохождение тестирования студентами (например, в цифровой среде используется защита от копирования, переход на другие вкладки, прокторинг и т.д.).
Вид теста. Классификаций тестирований достаточно много, начиная от предмета тестирования до его направленности. Остановимся именно на типах тестовых заданий, которые актуальны для цифровой среды, т.е. платформенных: одиночный выбор, множественный выбор, верно/неверно, ввод числа и т.д.
Контингент учащихся — это особенности целевой аудитории тестирования (критерии могут быть разными: от возраста до социальных ролей).
Ресурсы — это те затраты, которые необходимы на разработку тестирования (финансовые, временные, информационные и т.д.).
Проанализировав каждый из представленных компонентов, вы сможете эффективнее определить цели тестирования.
- Анализ содержания учебной дисциплины и отбор учебного материала, уровень освоения которого контролируется тестом.
комментарий автора канала:
Данный этап проводится для того, чтобы понять, что именно вы хотите измерить тестированием и на каком эталонном уровне (например, вы проанализировали мини-курс «Управление проектной командой» и пришли к выводу, что необходимо проверить у студентов знание основных 20 терминов. Соответственно, данные 20 терминов вы и отбираете для тестирования).
- Разработка спецификации теста.
комментарий автора канала:
На данном этапе необходимо создать некий сводный документ, в котором есть вся информация о тестировании. Спецификация теста — это и есть тот подробный план теста и процедуры самого тестирования, в котором отражены цель, структура и содержание каждой части тестирования, общий объём заданий, время для выполнения заданий и т.д.
- Составление тестовых заданий в соответствии со спецификацией, компоновка пробного теста.
комментарий автора канала:
В течение этапа необходимо спроектировать тесты, опираясь на разработанную спецификацию, т.е. проверить насколько понятными и доступными являются требования к созданию тестовых заданий, а также скомпоновать пробный тест.
- Апробация и рецензирование пробного теста.
комментарий автора канала:
На данном этапе проводится использование пробного теста на практике и оценка его эффективности. Если существует возможность, то апробацию теста эффективнее проводить на заранее сформированной выборке студентов, а не самостоятельно разработчикам таких тестов (например, методистам).
- Статистическая обработка результатов апробации.
комментарий автора канала:
Если говорить о цифровой среде, то в течение данного этапа проводится автоматизированная обработка результатов выполнения пробного теста с помощью специального ПО (в нашем случае образовательной платформы). Т.е. главная задача этапа — оцифровать результаты пробного теста.
- Коррекция тестовых заданий, исключение неудовлетворительных и отбор удовлетворительных в конечный вариант теста.
комментарий автора канала:
В течение этапа, опираясь на оцифрованные результаты пробного теста, формируется список улучшений для коррекции тестовых заданий. Исключаются тесты, которые являются неудовлетворительными (т.е. при помощи которых не достигаются поставленные цели) и отбираются удовлетворительные в конечный вариант теста (т.е. при помощи которых достигаются поставленные цели).
Источник: Аванесов В.С. «Композиция тестовых заданий»
Коллеги, больше полезной информации про создание обучения с научным подходом читайте в библиотеке канала (https://telegra.ph/Navigaciya-kanala-Laboratoriya-onlajn-obucheniya-12-28) «Лаборатория онлайн-обучения» 📖
Михаил Осипов и Команда сообщества Digital Learning