Декларативное и процедурное знание

Всем добрый день 👋🏼

С вами Осипов Михаил.
Давайте поговорим о декларативном, процедурном знании и…обучении взрослых.

Хранение различных видов информации у человека реализуется разными мозговыми структурами. Как минимум, у человека существует две разных системы памяти для усвоения и запоминания информации. Выбор этой системы зависит от особенностей сведений, которые нужно запомнить.

Один из популярных способов анализа информации по виду подразделяется на процедурные знания и декларативные. Соответственно, это и есть как минимум две системы, которые включают мозговые структуры, обеспечивающие процедурную память и декларативную память.

Декларативное знание — это знания об определённых явлениях, свойствах объектов или событиях.

Чаще всего декларативное знание начинается со слов «Я знаю, что…» .
Например, что Канберра — столица Австралии, Мона Лиза — картина Леонардо да Винчи, Эверест — самая высокая гора на Земле и т.д.

Процедурное знание — это знания о том, как выполнять различные действия и навыки.

Чаще всего декларативное знание начинается со слов «Я знаю, как…» .
Например, как пользоваться офисной программой Microsoft Excel, проектировать учебные программы, анализировать данные и т.д.

Декларативное и процедурное знания связаны друг с другом. Например, в изучении иностранного языка: знание грамматических правил и словарного запаса — это декларативные знания, а умение говорить и писать на языке — это процедурные знания.

ℹ️  Декларативные знания в мозге находятся в височных долях и таламусе. Процедурные в находятся в различных структурах, включая ассоциативные зоны коры больших полушарий мозга, полосатое тело и мозжечок.

Простыми словами: когда обучающийся извлекает информацию на практике, то посылает сигнал к разным участкам мозга.

🟠Что показывает личный опыт наблюдений?

Обучение для взрослого становится утомительным, если курс перегружен декларативным знанием, которое стремится сформировать «Я знаю, что…» .

🟠Что значит перегружен «декларативным знанием»?

Я отсмотрел десятки образовательных лонгридов на разные темы. В них, как правило, акцентуализация делается именно на содержании (из-за небольшого количества интерактивностей). В 70-80% просмотренных материалов эксперты-авторы стремятся набросать как можно больше букв для того, чтобы создать объёмдекларативного знания для написанного материала.

Давайте на конкретных примерах.

В образовательном лонгриде по теме «История искусственного интеллекта» автор стремится охватить всю доступную информацию, начиная с первых исследований в области ИИ в 1950-х годах и заканчивая современными достижениями (глубокое обучение и нейронные сети).

Итого:

1. Лонгрид может содержать множество фактов, дат и определений, что делает его перегруженным декларативным знанием. Привет когнитивная нагрузка.
2. Если автор не включает примеры использования ИИ в реальной жизни или не предлагает практические задания, обучающийся может не увидеть, как эти знания применимы на практике. «Знаю даты. Знаю историю. И?».

ℹ️

Чтобы это отследить методисту/педагогическому дизайнеру/методологу необходимо развивать:
а) критическое мышление;
б) насмотренность;
в) опыт написания своих авторских лонгридов.

🟠Почему для меня это важно?

Сейчас разрабатываю для вас курс-книгу по андрагогике.

Для декларативного знания («Я знаю, что…») решил оставить только фундамент, но с рекомендациями в виде дополнительных источников. И больше сконцентрировался на знании процедурном («Я знаю, как…») — для этого будут использоваться примеры, метафоры, личные опыты, типовые ошибки и т.д.

💬 Коллеги, а как вы используете декларативное и процедурное знание?

Related Posts