Всем добрый день 👋🏼
С вами Осипов Михаил.
Давайте поговорим о декларативном, процедурном знании и…обучении взрослых.
Хранение различных видов информации у человека реализуется разными мозговыми структурами. Как минимум, у человека существует две разных системы памяти для усвоения и запоминания информации. Выбор этой системы зависит от особенностей сведений, которые нужно запомнить.
Один из популярных способов анализа информации по виду подразделяется на процедурные знания и декларативные. Соответственно, это и есть как минимум две системы, которые включают мозговые структуры, обеспечивающие процедурную память и декларативную память.
Декларативное знание — это знания об определённых явлениях, свойствах объектов или событиях.
Чаще всего декларативное знание начинается со слов «Я знаю, что…» .
Например, что Канберра — столица Австралии, Мона Лиза — картина Леонардо да Винчи, Эверест — самая высокая гора на Земле и т.д.
Процедурное знание — это знания о том, как выполнять различные действия и навыки.
Чаще всего декларативное знание начинается со слов «Я знаю, как…» .
Например, как пользоваться офисной программой Microsoft Excel, проектировать учебные программы, анализировать данные и т.д.
Декларативное и процедурное знания связаны друг с другом. Например, в изучении иностранного языка: знание грамматических правил и словарного запаса — это декларативные знания, а умение говорить и писать на языке — это процедурные знания.
ℹ️ Декларативные знания в мозге находятся в височных долях и таламусе. Процедурные в находятся в различных структурах, включая ассоциативные зоны коры больших полушарий мозга, полосатое тело и мозжечок.
Простыми словами: когда обучающийся извлекает информацию на практике, то посылает сигнал к разным участкам мозга.
🟠Что показывает личный опыт наблюдений?
Обучение для взрослого становится утомительным, если курс перегружен декларативным знанием, которое стремится сформировать «Я знаю, что…» .
🟠Что значит перегружен «декларативным знанием»?
Я отсмотрел десятки образовательных лонгридов на разные темы. В них, как правило, акцентуализация делается именно на содержании (из-за небольшого количества интерактивностей). В 70-80% просмотренных материалов эксперты-авторы стремятся набросать как можно больше букв для того, чтобы создать объёмдекларативного знания для написанного материала.
Давайте на конкретных примерах.
В образовательном лонгриде по теме «История искусственного интеллекта» автор стремится охватить всю доступную информацию, начиная с первых исследований в области ИИ в 1950-х годах и заканчивая современными достижениями (глубокое обучение и нейронные сети).
Итого:
1. Лонгрид может содержать множество фактов, дат и определений, что делает его перегруженным декларативным знанием. Привет когнитивная нагрузка.
2. Если автор не включает примеры использования ИИ в реальной жизни или не предлагает практические задания, обучающийся может не увидеть, как эти знания применимы на практике. «Знаю даты. Знаю историю. И?».
ℹ️
Чтобы это отследить методисту/педагогическому дизайнеру/методологу необходимо развивать:
а) критическое мышление;
б) насмотренность;
в) опыт написания своих авторских лонгридов.
🟠Почему для меня это важно?
Сейчас разрабатываю для вас курс-книгу по андрагогике.
Для декларативного знания («Я знаю, что…») решил оставить только фундамент, но с рекомендациями в виде дополнительных источников. И больше сконцентрировался на знании процедурном («Я знаю, как…») — для этого будут использоваться примеры, метафоры, личные опыты, типовые ошибки и т.д.
💬 Коллеги, а как вы используете декларативное и процедурное знание?