ℹ️ Индивидуальный подход в обучении – это подход, который характеризуется учётом индивидуальных особенностей учащихся, а именно: их ценностных установок, личных интересов, предыдущего образовательного опыта, психологических особенностей, предпочтений в технологиях обучения и т.д.
Особенностям развития личности в индивидуальном подходе уделяли такие авторы как: Гальперин П.Я., Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Кон И.С., Давыдов В.В. и др. Поэтому если у вас есть желание поглубже познакомиться с индивидуализацией и индивидуальным подходом в обучении, то рекомендую перечисленных авторов.
Что касается онлайн-среды, то здесь индивидуальный подход имеет ряд своих особенностей, и я вовсе не о стилях обучения, которые являются мифом, а о вопросе: «Какие критерии позволяют проектировщику курса определить использование индивидуального подхода к учащимся?».
🔹 Перечислим 5 основных критериев индивидуального подхода в онлайн-обучении:
🔸 Темп обучения. Темп обучения – это скорость, с которой студенты проходят курс. Чем точнее понимается темп каждого из учащихся, тем выше учёт их особенностей, и тем, соответственно, точнее можно влиять на учебную нагрузку при проектировании или доработке обучения с содержательной точки зрения.
🔸 Методы и технические средства онлайн-обучения. Использование различных методов и технических средств в обучении является с одной стороны барьером, так как апробация гипотез занимает много времени, но с другой стороны – эффективным инструментом, так как чем больше методик и технических средств тестируется на конкретном курсе, тем выше возможность подобрать правильную и актуальную стратегию для обучения студентов.
🔸 Вариативность с точки зрения процесса прохождения обучения. Вариативность предполагает возможность использования разных способов прохождения обучения. Примером вариативности является модульное обучение, при котором учащийся может выбрать и изучить только интересные ему разделы курса, ещё одним примером может стать выбор индивидуальной образовательной траектории или возможность тестирования знаний разными способами. Поэтому наличие вариативности в прохождении обучения даёт возможность подобрать актуальный контент для конкретной группы обучающихся.
🔸 Использование обратной связи. Обратная связь – один из главных компонентов индивидуального подхода в обучении. Наличие своевременной и актуальной обратной связи помогает учащимся использовать свои личные ресурсы для достижения индивидуальных образовательных целей.
🔸 Использование образовательных метрик в обучении. Метрики – это показатели, при помощи которых оценивается качество обучения. Анализ качественных и количественных метрик позволяет выявлять и дорабатывать недостатки обучения, что позволяет улучшать образовательный продукт и делать его более гибким для учащихся.
На мой взгляд, качественное использование индивидуального подхода в обучении возможно только при наличии ресурсов (финансовых, человеческих и технических). Если у создателей онлайн-обучения отсутствуют ресурсы, то соответствовать всем вышеперечисленным критериям будет довольно сложно.
Михаил Осипов и Команда сообщества Digital Learning