Задания для эффективного осмысления учебного материала

Добрый день, коллеги 👋🏼

С вами Осипов Михаил.

Сейчас разрабатываю курс-книгу по основам андрагогики, и в ней у меня представлены разные модули, начиная от принципов обучения взрослых и заканчивая рекомендациями по снижению когнитивной нагрузки и моделями учебной мотивации. Как правило, чтобы освоить модуль, необходимо сперва осмыслить каждую тему (и подтему) модуля.

Соответственно, возникает интересный вопрос: «Какие задания можно использовать, чтобы у студентов произошло эффективное осмысление учебного материала?».

Курс-книга у меня создаётся на SCROLL в формате лонгрида, и в данном формате используется в большей мере текстовый контент, но попробуем ответить на данный вопрос в целом, не только по отношению к такому формату как лонгрид, хотя часть рекомендаций можно использовать и для него. 

Итак, какие же задания помогут эффективнееосмыслить учебный материал 👇🏼

1️⃣ Задание на формулировку ключевых определений и их взаимосвязей.

Например, обучающиеся прошли тему по теориям обучения, затем им поступает задание не только сформулировать ключевые определения теорий, но и выстроить их взаимосвязь друг с другом.

2️⃣ Задание на конспектирование сути основных концепций, подходов, моделей и т.д.

Например, обучающиеся изучили исследовательский подход к учебной мотивации взрослого, затем поступает задание сформулировать основные идеи (например, определение подхода, цель, контекст применения и т.д.).

Дополнительно полезно после каждого модуля формулировать основные выводы.

3️⃣ Задание на формирование примеров из личного опыта.

Например, обучающиеся изучили, чем отличается учебная мотивация от вовлеченности, затем им поступает задание вспомнить из личного опыта (или попробовать привести пример), который иллюстрирует взаимосвязь мотивации и вовлечённости.

4️⃣ Задание на использование знания в разных контекстах и ситуациях.

Например, обучающиеся изучили, чем отличается обучение детей от взрослых, затем им поступает задание привести примеры ситуаций, когда эти отличия можно применять при создании учебной программы.

5️⃣ Задание на обсуждение полученных знаний в студенческом сообществе.

Например, обучающиеся изучили случаи, когда необходимо создание инструкционной среды для обучения взрослых, затем им поступает задание обсудить эти случаи и обменяться опытом в студенческом сообществе.

Как вы заметили, перечисленные выше задания относятся, с одной стороны, к извлечению материала из памяти, а с другой — применению материала. Такие комбинации являются наиболее эффективными, так как позволяют использовать как практики припоминания, так и переноса знаний из теоретической области в практическую.

Коллеги, какие ещё задания вы бы посоветовали использовать для осмысления темы? Делитесь, пожалуйста, вашими рекомендациями в комментариях 👇🏼

Related Posts