Всем привет, коллеги 👋🏼
С вами Осипов Михаил.
Недавно завершилось наставничество методического отдела одной онлайн-школы по теме выстраивания метрик образовательного продукта.
Так вот одной из наиболее эффективных форм организации обучения у меня явились учебные дискуссии. Они представляют собой организуемый обмен мнениями, в котором наставляемые отстаивают личные точки зрения по какому-либо вопросу.
«Почему дискуссии?» — спросите вы. Потому что для взрослых важно самостоятельно достигать новых вершин в обучении (рефлексируя при об этом об собственный опыт). Об этом писал ещё Ноулз.
В течение организации разных учебных дискуссий у меня сформировался список из 3 базовых рекомендаций, которые помогут вам сделать эффективнее данную форму организации обучения 👇🏼
1️⃣Учебная дискуссия всегда предполагает целенаправленность.
Это означает, что учебная дискуссия не может возникнуть внезапно в процессе обучения, или вестись хаотично.
Поэтому рекомендую заранее отвечать на 3 базовых вопроса: «Что обсуждается?», «Для чего обсуждается?» и «Как обсуждается?».
Например:
«Что обсуждается?» — количественные показатели эффективности образовательного процесса.
«Для чего обсуждается?» — чтобы определить необходимые количественные показатели эффективности образовательного процесса на примере образовательного продукта «Y».
«Как обсуждается?» — в формате круглого стола (здесь желательно указать ссылку на описание формата, в котором планируется организация учебной дискуссии).
У меня для каждой встречи с наставляемыми существует повестка, в которую вносится описание данных вопросов. Это позволяет избежать временных потерь за счёт предварительного ознакомления наставляемых с организационными и содержательными условиями учебной дискуссии.
Также важно помнить, что дискуссия не исключает появление дополнительных вопросов уже в процессе. Например, когда я задаю вопрос про то, для чего может использоваться цифровой след, то в ходе учебной дискуссии возникают ещё и дополнительные вопросы про источники и инструменты для сбора данных. Соответственно, дискуссия начинает расширяться. Главное — это сохранить фокус, а это задача ведущего дискуссии.
2️⃣Учебная дискуссия имеет определённые роли.
Это означает, что в любой учебной дискуссии существуют как ведущий (-ие), так и участники.
Соответственно, каждая роль предполагает свои действия.
Например, ведущему необходимо определить тему и цель дискуссии, подобрать материалы для предварительного изучения (без этого когнитивная нагрузка значительно увеличивается), разработать вопросы (я её называю повесткой обсуждения), определить формат дискуссии (круглый стол, дебаты и т.д.), а также обеспечить атмосферу доверия и уважения при помощи правил (иначе всё превратится в примитивный спор).
Участникам необходимо заранее ознакомиться со всем, что подготовил ведущий, а также в процессе активно участвовать в высказывании собственного мнения, задавать вопросы, комментировать мнения других (и быть готовым к конструктивной критике).
На первый взгляд может показаться, что роль участника намного проще, чем ведущего. Ничего подобного. Согласно моим наблюдениям, довольно сложно оставаться участником, помня о целях учебной дискуссии и правилах, которые служат своеобразным вектором к достижению образовательных целей.
3️⃣Учебная дискуссия завершается рефлексией.
Это означает, что в учебной дискуссии важны выводы её участников, которые они приобретают посредством собственного опыта.
Для этого я рекомендую использовать итерационный подход.
Если тема для обсуждения широкая, то делить её на подтемы с рефлексией.
Например, у нас в повестке дискуссии запланировано обсуждение шагов по определению ключевых образовательных метрик. Соответственно, после каждого шага алгоритма необходима рефлексия, чтобы как усвоить материал, так и провести рефлексию среди участников. После чего только переходить к следующему шагу алгоритма.
Коллеги, делитесь и своим опытом реализации учебных дискуссий 🙂
Крупнейшая библиотека о проектировании обучения с научным подходом ждёт вас 👉🏼 здесь