Стереотипы студентов об обучении

Добрый день, коллеги 👋🏼

Представьте, что у вас внедрена система учебных метрик, по которой вы с видом учёного ищите причины низкой учебной мотивации: рассуждаете, сколько времени обучающийся провёл на платформе, насколько он был вовлечён при взаимодействии с контентом, насколько сложными для него являются проверочные задания, какой уровень у него лояльности по курсу обучения и т.д.

А потом просто приходите к выводу, что это всё не причём!
Вот просто ваши метрики не имеют никакого отношения к учебной мотивации обучающегося!

Случается так, что учебная программа спроектирована грамотно, верно выстроен образовательный опыт, созданы все необходимые условия для поддержки обучающихся, внедрены инструменты вовлеченности и так далее по списку.

А учебная мотивация у студентов всё равно низкая.

Коллеги, иногда дело не в том, как вы спроектировали образовательный продукт, а в том, как развеяли стереотипы студентов о самом обучении. И тут каким бы продукт не был на него всё равно будут влиять стереотипы вида «А у вас учиться сложно и долго».

Обучающимся порой мешают когнитивные искажения. И если о них говорить именно научно, то есть замечательная теория каузальной атрибуции Вайнера, которая и объясняет многие аспекты.

Яркий пример стереотипа, который влияет на образовательные результаты — это когда студенты не задают дополнительных вопросов кураторам или экспертам курса. А хотя у некоторых существуют трудности (например, по домашним заданиям). Влияет ли это на когнитивную нагрузку? Да. На учебную мотивацию? Да. На отзывы по курсу? Да.

Бывает, конечно, отсутствие вопросов связано с тем, что всё предельно понятно. Но мы ведём речь о случаях, когда стереотипы снижают эффективность обучения.

Практика показывает, что, например, у опытных обучающихся игнорирование вопросов связано со стереотипами: «Я и так всё знаю, какие могут быть вопросы» или «Что обо мне подумают другие, я ведь продвинутый в теме», а у начинающих: «Какие вопросы считаются правильными, а какие нет» или «Может не стоит отвлекать других».

💭 В прошлом году проходил обучение в разных школах по педагогическому дизайну.

И, соответственно, я шёл туда с установкой задать как можно больше вопросов. Был ли я некомпетентен или ощущаю себя некомпетентным? Нет. Совсем нет. Я приходил туда с осознанием, что если мне что-то непонятно, то задаю вопросы, потому что это моё обучение.

Согласитесь, что мотивационные истории могут повлиять на восприятие тех, кто учится?

👉🏼 Коллеги, поэтому один из инструментов по работе со стереотипами обучающихся — это внедрение вводного модуля. Когда начинаете курс обучения, соберите группу, неважно синхронное это обучение или асинхронное, расскажите студентам о видах стереотипов, как они мешают учиться и достигать образовательных результатов, ответьте, при необходимости, на интересующие вопросы и т.д.

Какие ещё порекомендуете инструменты по развеиванию стереотипов, которые мешают студентам учиться ❓

Related Posts