Статья о важном, о каскадировании задач обучения

Каскадирование — раскладывание первоначальной цели обучения:
• на задачи,
• дальше на конкретные модели поведения, к котором мы хотим прийти,
• на то, чему нужно научить, чтобы эти модели поведения проявились.

Это достаточно кропотливый труд, который обязательно должен быть сделан при качественном проектировании курса и который очень часто не делается. Потому что надо быстро, потому что нет понимания, зачем это на самом деле надо. Обычно мы берем материалы, которые есть, и из этих материалов делаем электронный курс.
Это в корне ошибочно.

Откуда обычно берутся эти материалы? Часто из очных тренингов, но в материалы тренингов попадает 20% информации, не больше. Основное — находится в голове у тренера. Если мы делаем электронный курс по тем же материалам, что у очного тренинга, это не значит, что условия останутся актуальными.

У нас нет инструмента проверки, на основе которого мы могли бы с вами определить, действительно ли что-то нужно давать в этом курсе.
Мы смотрим на сценарий или еще хуже на собранные модули и говорим: чего-то здесь не хватает, не так выглядит, что-то непонятно.
Если нам кажется, что чего-то не хватает, может быть этого и не должно хватать? Как нам это узнать? Или если мы смотрим и говорим: здесь как-то много всего, нужно сокращать. А на основании чего решить, нужно убирать или не нужно?

Единственный способ — делать декомпозицию задач, каскадирование. Разбираться подробно с тем, что именно должно быть в этом курсе, что люди должны знать по заданной теме.
Предположим, у нас тема про удаленную работу: “Работа в удаленных командах”.

За названием “Основные принципы удаленной работы” может стоять огромное количество задач, разноплановых моделей поведения, к которым надо людей привести.
Для кого это обучение? Это могут быть люди, которые никогда не работали на удаленке, которых мы теперь переводим на удаленку и которым нужно объяснить плюсы и минусы удаленной работы. А может быть, это люди, которые давно на удаленной работе, и им надо дать конкретные инструменты, чтобы сделать их работу эффективнее.

Что люди должны знать?
Какие модели поведения мы хотим получить в итоге?
Как они должны проявляться?

Например, мы хотим, чтобы менеджер удаленной команды определенным образом планировал деятельность команды.

  1. Что он для этого должен знать?
    Нужно перечислить по пунктам.
    Нам неважно в этой ситуации, что у нас в материале написано. У нас есть способ проверки, с помощью которого мы можем понять, что нам нужно в этом курсе давать, что нет.
  2. На каком уровне он должен это знать?
    Что-то справочно — коротко, что-то подробно. Когда мы ответим, мы даже сможем определить длительность курса до момента его создания. Мы понимаем примерно, какой объем войдет в каждый раздел курса и какая длительность потребуется чтобы такой материал освоить.
    Пропуская этап каскадирования, мы не только нарушаем методологию, но еще и упускаем много возможностей.

Когда у нас с вами чистый белый лист, получаются уникальные интересные решения, составленные из всех доступных форматов, и для каждого формата определяется своя роль.
Например, в стандартном электронном курсе читать кейсовые тексты совершенно не комфортно. Курсы не предназначены для объемного обильного чтения. У них другие сильные стороны — хорошо делать практику, тренажеры, симуляторы, показывать какую-нибудь короткую справочную информацию.
И мы все с удовольствием читаем лонгриды и хорошие статьи. Когда мы видим, что определенный раздел лучше закрыть кейсами, можно выбрать формат историй, яркого, интерактивного лонгрида. Тогда кейсы будут интересны.

Благодаря каскадированию можно сделать курс, который будет мотивировать людей учиться сам по себе, в него будут встроены разные подходы и форматы. Очень много становится видно, когда начинаешь раскладывать, просто как будто карта перед вами и все понимаете про местность.

Елена Тихомирова и Команда сообщества Digital Learning

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *