ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ БАЗЫ ЗНАНИЙ ДЛЯ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ

База знаний – это своеобразная онлайн-библиотека для обучения. Базы знаний являются частью образовательной среды, поскольку позволяют студентам учиться в любом месте и в любое время.

Но, к сожалению, не все базы знаний становятся полезными, а иногда и вовсе несут вред студентам…

🔹 Поэтому я хотел бы поделиться с вами принципами, которые помогут сделать базы знаний курса эффективными для обучения студентов.

🔸 Привязка контента к целям обучения (ориентация на учащегося). База знаний – это не хранилище для статей или презентаций, а качественный, заранее отобранный и структурированный контент, который предназначен для достижения образовательных результатов. Причём случается, что большое количество контента (как было проверено на практике) не всегда соответствует целям обучения, поэтому задача проектировщика – вовремя выверить это соответствие. Например, когда я собираю базы знаний для конкретных модулей/тем/подтем обучения, то обязательно согласовываю их с предметным экспертом, так как дефицит или профицит учебного контента увеличивает когнитивную нагрузку студентов, ухудшая усвоение учебной информации.

🔸 Актуальность контента. Базу знаний необходимо регулярно обновлять. Любой устаревший контент только мешает учиться. Причём лучшим решением по обновлению контента является привлечение эксперта (но никак не методиста или технического разработчика, так как базы знаний являются предметными). Например, когда я работал в корпоративном обучении, то не реже 1 раза в месяц приглашал предметных экспертов для анализа баз знаний по продуктовым курсам. Для анализа контента по тематикам soft-skills приглашались бизнес-тренера (иногда руководители подразделений). Второй стороной для подтверждения актуальности контента, соответственно, являлся сбор обратной связи от обучающихся.

🔸 Инициирование самообучения студентов. База знаний – один из проверенных инструментов в подходе хьютагогики. Во время самообучения студент прилагает больше усилий, что стремительно повышает его познавательную активность. Поэтому преподавателю важно вовремя понять, когда база знаний может стать полезным инструментом для самообучения (а когда её применять и вовсе не стоит). Например, я всегда рекомендую использовать базу знаний для лёгких по сложности тем обучения, позволяя студенту самому углубиться в такой теме, так как более сложные темы требуют уже поддержки от преподавателя.

🔸 Возможность социального взаимодействия. Согласно гуманистической теории обучения, чем чаще студенты будут улучшать обучение, тем точнее такое обучение будет отвечать их потребностям. Поэтому давайте учащимся вносить коррективы в базы знаний и делиться друг с другом мнениями относительно контентного наполнения. Отдельно стоит отметить, что социальное взаимодействие не только поможет отслеживать востребованность контента, но и вовлекать в сам процесс обучения.

🔸 Деление контента по уровню сложности (контентная гибкость). Контент в базах знаний должен восприниматься учащимися с разным образовательным опытом. Иначе вы не сможете адаптировать учебный контент для всех студентов на курсе, либо сделаете это только для узкой группы студентов. Мне на одном из мастер-классов как-то задали вопрос: «Как текстовый контент одной и той же темы занятия можно сделать понятным в базе знаний как для начинающих, так и для продвинутых студентов?». Я ответил: «Для начинающих можно использовать переработанный сценарий к занятию, который использует преподаватель, так как в нём существуют подробные описания. Для продвинутого студента – основные тезисы со слайдов занятия».

🔸 Использование разного вида учебного контента.
В базах знаний чаще всего используется текст, изображения, аудио- или видеоматериалы. Поэтому эффективным представлением цифрового контента для учащихся является формат лонгрида. Например, когда я работал в СДО iSpring, то часто использовал лонгриды, особенно для раскрытия сложных тем в обучении, так как комбинацией контента можно глубже погрузить студента в тему обучения.

Михаил Осипов и Команда сообщества Digital Learning

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *