Позитивные идеи сторителлинга

Всем привет, коллеги 👋🏼

Я довольно скептически относился к сторителлингу и думал, что от него нет особой пользы. Но последний опыт показал положительный эффект. Особенно, когда об этом начали писать сами обучающиеся.

В своём курсе-книге «Андрагогика: основы» я использовал разных персонажей, чтобы объяснить такую, например, непростую тему как «Теории обучения».

И ведь действительно, если посмотреть с научной точки зрения на сторителлинг, то мы обнаружим позитивные эффекты.

Например, существуют исследования, которые подтверждают, что сторителлинг помогает в усвоении учебной информации. Хочется отметить, что и я обнаружил данный эффект. Например, когда приводил примеры в теме «Пять главных отличий обучения взрослых от обучения детей», где в задействовал Вову, школьника 5 класса, и Степана, специалиста по документообороту строительной компании.

В целом, тема использования сторителлинга в курсах обучения достаточно большая.

Поэтому выделю лишь несколько базовых правил для создания историй 👇🏼

1. Ориентация на образовательный результат.
Если сторителлинг рассматривать как развлечение, то он не принесёт образовательного эффекта, поэтому он должен быть нативным и встраиваться в учебные цели курса.

Например, в курс по управлению проектами можно внедрить историю о том, как команда разрабатывает веб-приложение. Описать этапы разработки, как команда сталкивается с трудностями, преодолевает их при помощи методологии agile, ресурсного подхода и т.д.

2. Соответствие историй интересам обучающихся.
Когда контекст историй студентам не интересен, то эмоциональная вовлеченность снижается. Это могут быть, например, неверно выбраны персонажи или сценарии с ними. Поэтому необходимо обращать внимание насколько актуален контекст историй для целевой аудитории обучающихся.

Если ваша целевая аудитория состоит из начинающих специалистов в области IT, можно создать историю о команде разработчиков, которая сталкивается с вызовами в управлении проектом по созданию нового ПО. Персонажи и их задачи могут быть знакомыми для студентов, например, разработчик, тестировщик, менеджер проекта и т.д.

3. Интерактивность при взаимодействии обучающихся с историями.

Если у вас синхронное обучение, то подойдёт задавание вопросов для ваших историй или высказывание мнений относительно персонажей, сюжета и т.д.
Например, рассказал преподаватель или эксперт про успешные истории внедрения Agile и Scrum. Затем задал вопрос о том, какая из методологий по мнению обучающихся эффективнее (и почему).

Если у вас асинхронное обучение, то подойдёт дневник рефлексии, в котором обучающиеся смогут фиксировать идеи и наблюдения, или задания для участия в создании или продолжении развития истории.
Например, в дневнике рефлексии студенты могут вести наблюдения и фиксировать идеи как историяо проектном менеджере соотносится с их собственным опытом работы над проектами. Или обучающимся можно предложить задание, в котором им необходимо создать альтернативное завершение истории о том, как команда могла бы справиться с возникшими на проекте трудностями.

Коллеги, а у вас был опыт использования сторителлинга при создании образовательных курсов ❓

Делитесь своими мнениями, пожалуйста, в комментариях к посту 👇🏼

Related Posts