Обзор кейса победителя премии Digital Learning 2023 в номинации «Образовательная экосистема»
О проекте
Компания: «Северсталь»
Предпосылки:
- Необходимость обучения на практических примерах
- Производство сложное, нет возможности безопасно отрабатывать практику в реальных цехах
Цели проекта:
- Разработка тренажеров и встраивание их в систему обучения компании
- Разработка собственной платформы для управления контентом
Задачи:
- С применением иммерсивных технологий, имитирующих реальные условия, и многократных повторений бороться со страхом у сотрудников и переводить навык в привычку
- Сократить время адаптации за счет отработки на тренажерах именно тех действий, которые предстоит совершать в реальной работе
- Получать оперативную аналитику в единой системе для всех участников обучения
- Масштабировать проект
Команда разработки: Полный цикл реализации силами внутренней команды
Экосистема обучение: Платформа Unreal Engine 5
Реализация проекта
Разработана собственная платформа для управления процессом обучения и сбора аналитики (частые ошибки, время прохождения, показатели внимательности и т.д.).
В тренажерах создана виртуальная реальность с отображением реальных цехов и оборудования, обучившись на которых, новые сотрудники, попадая на рабочие объекты, оказываются в знакомом пространстве и смело выполняют отработанную последовательность действий.
По каждому тренажеру можно выгрузить подробный отчет, проанализировав все ошибки и причины их возникновения.
Результаты проекта
Платформа доступна всем сотрудникам компании. Организовано централизованное обучение в формате 3D, VR, 360. Система быстрого развертывания платформы построена на контейнерах с ограниченным доступом к компонентам системы и с возможностью тиражирования внутри компании и для внешних заказчиков.
За 5 лет успешной работы в VR-разработке, создано:
- более 50 прототипов
- 25 VR-тренажеров для профессионального обучения сотрудников
- 6 AR-приложений для маркетинговых компаний и имиджевых мероприятий
- 6 Проектов-360 для виртуальных туров 360 с интерактивным контентом и эффектом присутствия (severstaltour360.ru)
По разным профессиям были разработаны следующие специализированные тренажеры:
- Оператор МНЛЗ
- Подручный сталевара
- Разливщик стали
- Машинист коксовых машин
- Оператор коутера
- Вальцовщик
- Резчик металла
- Монтаж оборудования
- Работа на высоте
- Безопасность в руднике
Эффективность проекта
Уже на первых тренажёрах было выявлено, что период адаптации сотрудников, которые проходили на них тренировки, гораздо меньше, чем у тех сотрудников, которые сразу приходили в цех и работали с наставником.
Повышение безопасности:
- Снижение дисциплинарных взысканий за нарушение требований охраны труда — не менее 10%
- Отсутствие дисциплинарных взысканий за базовые правила, спасающие жизнь
- Снижение нарушений по трудовой дисциплине и правил внутреннего трудового распорядка — не менее 10%
Реализация практического обучения:
- Снижение времени обучения и периода адаптации при достижении необходимой глубины изучения и усвоения материала.
- Срок обучения в среднем без VR — 6 месяцев, с VR — меньше на 30%.
- Снижение стоимости обучения на 3000 рублей с человека
Управление контентом:
- Окупаемость VR-тренажера — 1 год
- Контроль запуска тренажеров в рамках компании
Сбор аналитики и интеграция данных в личном кабинете сотрудника:
- Сбор результатов в единой системе
- Прозрачность данных по обучению
- Наглядность для сотрудника и руководителя
Методические находки
VR и 3D-тренажеры дополняют обязательные электронные курсы и очное обучение по охране труда. Тренажеры в формате 3D доступны по саморегистрации на рабочих компьютерах, обучение на них проводится в пределах корпоративной сети. Отработав все действия на компьютере, сотрудник получает возможность погрузиться в виртуальную среду, приближенную к реальности, на VR-тренажёре.
3D-тренажеры позволяют увеличить охват целевой аудитории. Обучаясь на максимально приближенном к реальности тренажёре, сотрудник психологически может позволить себе сделать ошибку, не бояться этого и видеть результат ошибочных действий.
При этом, любой сотрудник может отказаться проходить VR-тренажер вследствие своих убеждений или состояния здоровья.
Благодаря реакции сопровождающего или наставника, который пояснит, почему так делать нельзя, можно не только исправить ошибку, но и запомнить, какие действия точно совершать не нужно.
На производстве учиться ошибкам невозможно, это грозит остановкой всего производства или смертельной опасностью.
На тренажерах проводятся конкурсы профмастерства, кто правильно и без ошибок выполнит все действия за меньшее количество времени.
Помимо этого, «Северсталь» передает тренажеры в рамках программы «Профессионалитет» курируемым учебным заведениям. Благодаря чему студенты, приходя на практику в реальный цех, уже его узнают и знают, какие действия и как правильно выполнять на определенном оборудовании.
Кроме того, проводили развивающий квест для школьников, кто быстрее найдет определенные метки, прочитает название профессии и что она обозначает в металлургической отрасли. Таким образом, они более наглядно знакомились с профессиями и могли безопасно виртуально прогуляться по местам работы своих родителей, возможно, развивая свой будущий интерес к отрасли.
Технические находки
- Импортозамещение. Совместимость с российскими базой данных и ПО, использование OpenSource компонентов, библиотек и другого ПО.
- Тиражируемость. Быстрое развертывание платформы в контейнерах.
- Патент на платформу. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ.
- Интеграция с системами. Авторизация в Active Directory и возможность интеграции с LMS или HRM
VR-тренажёры используются не только в явном видео, но и «по частям». Любой такой тренажёр состоит из среды окружения, в которой происходит событие, и 3D-моделей, с помощью которых выполняются какие-либо действия. Так вот эти 3D-модели используются в качестве визуализации в электронных курсах для знакомства с оборудованием, чтобы специально их не отрисовывать и не искать в интернете. Также записываются скринкасты всего процесса в 3D, чтобы тиражировать в формате видео или вставляя в курсы, или демонстрируя при очном обучении.
За счет создания собственного ядра сократили срок разработки на 40 %.
Регистрация платформы в Роспатенте позволяет предлагать решение и внешним заказчикам.
Планы
Перспективы тиражирования:
- Металлургическая промышленность
- Нефтегазовая промышленность
- Горнодобывающая промышленность
- Другие производственные компании
Проект входит в дорожную карту «Новое индустриальное программное обеспечение» (НИПО) от ИЦК Металлургия.
Планируемое развитие платформы «Метасфера»:
- Расширение списка поддерживаемых платформ и устройств: автономные VR-устройства, мобильные iOS-устройства.
- Разработка новых методик и показателей аналитики: тепловые карты внимания и перемещения, запись и воспроизведение процесса прохождения симуляций.
- Введение мультиплеерной сессионной системы: для подключения кураторов и наблюдателей к прохождениям пользователей, возможности «живого» назначения заданий или сценарных ситуаций.