Платформа «Метасфера» для управления иммерсивным контентом. Кейс «Северсталь»

Обзор кейса победителя премии Digital Learning 2023 в номинации «Образовательная экосистема»

О проекте

Компания: «Северсталь»

Предпосылки:

  1. Необходимость обучения на практических примерах
  2. Производство сложное, нет возможности безопасно отрабатывать практику в реальных цехах

Цели проекта:

  1. Разработка тренажеров и встраивание их в систему обучения компании
  2. Разработка собственной платформы для управления контентом

Задачи:

  1. С применением иммерсивных технологий, имитирующих реальные условия, и многократных повторений бороться со страхом у сотрудников и переводить навык в привычку
  2. Сократить время адаптации за счет отработки на тренажерах именно тех действий, которые предстоит совершать в реальной работе
  3. Получать оперативную аналитику в единой системе для всех участников обучения
  4. Масштабировать проект

Команда разработки: Полный цикл реализации силами внутренней команды

Экосистема обучение: Платформа Unreal Engine 5

Реализация проекта

Разработана собственная платформа для управления процессом обучения и сбора аналитики (частые ошибки, время прохождения, показатели внимательности и т.д.).

В тренажерах создана виртуальная реальность с отображением реальных цехов и оборудования, обучившись на которых, новые сотрудники, попадая на рабочие объекты, оказываются в знакомом пространстве и смело выполняют отработанную последовательность действий.

По каждому тренажеру можно выгрузить подробный отчет, проанализировав все ошибки и причины их возникновения.

Результаты проекта

Платформа доступна всем сотрудникам компании. Организовано централизованное обучение в формате 3D, VR, 360. Система быстрого развертывания платформы построена на контейнерах с ограниченным доступом к компонентам системы и с возможностью тиражирования внутри компании и для внешних заказчиков.

За 5 лет успешной работы в VR-разработке, создано:

  • более 50 прототипов
  • 25 VR-тренажеров для профессионального обучения сотрудников
  • 6 AR-приложений для маркетинговых компаний и имиджевых мероприятий
  • 6 Проектов-360 для виртуальных туров 360 с интерактивным контентом и эффектом присутствия (severstaltour360.ru)

По разным профессиям были разработаны следующие специализированные тренажеры:

  • Оператор МНЛЗ
  • Подручный сталевара
  • Разливщик стали
  • Машинист коксовых машин
  • Оператор коутера
  • Вальцовщик
  • Резчик металла
  • Монтаж оборудования
  • Работа на высоте
  • Безопасность в руднике

Эффективность проекта

Уже на первых тренажёрах было выявлено, что период адаптации сотрудников, которые проходили на них тренировки, гораздо меньше, чем у тех сотрудников, которые сразу приходили в цех и работали с наставником.

Повышение безопасности:

  • Снижение дисциплинарных взысканий за нарушение требований охраны труда — не менее 10%
  • Отсутствие дисциплинарных взысканий за базовые правила, спасающие жизнь
  • Снижение нарушений по трудовой дисциплине и правил внутреннего трудового распорядка — не менее 10%

 Реализация практического обучения:

  • Снижение времени обучения и периода адаптации при достижении необходимой глубины изучения и усвоения материала.
  • Срок обучения в среднем без VR — 6 месяцев, с VR — меньше на 30%.
  • Снижение стоимости обучения на 3000 рублей с человека

Управление контентом:

  • Окупаемость VR-тренажера — 1 год
  • Контроль запуска тренажеров в рамках компании

Сбор аналитики и интеграция данных в личном кабинете сотрудника:

  • Сбор результатов в единой системе
  • Прозрачность данных по обучению
  • Наглядность для сотрудника и руководителя

Методические находки

VR и 3D-тренажеры дополняют обязательные электронные курсы и очное обучение по охране труда. Тренажеры в формате 3D доступны по саморегистрации на рабочих компьютерах, обучение на них проводится в пределах корпоративной сети. Отработав все действия на компьютере, сотрудник получает возможность погрузиться в виртуальную среду, приближенную к реальности, на VR-тренажёре.

3D-тренажеры позволяют увеличить охват целевой аудитории. Обучаясь на максимально приближенном к реальности тренажёре, сотрудник психологически может позволить себе сделать ошибку, не бояться этого и видеть результат ошибочных действий.

При этом, любой сотрудник может отказаться проходить VR-тренажер вследствие своих убеждений или состояния здоровья.

Благодаря реакции сопровождающего или наставника, который пояснит, почему так делать нельзя, можно не только исправить ошибку, но и запомнить, какие действия точно совершать не нужно.

На производстве учиться ошибкам невозможно, это грозит остановкой всего производства или смертельной опасностью.

На тренажерах проводятся конкурсы профмастерства, кто правильно и без ошибок выполнит все действия за меньшее количество времени.

Помимо этого, «Северсталь» передает тренажеры в рамках программы «Профессионалитет» курируемым учебным заведениям. Благодаря чему студенты, приходя на практику в реальный цех, уже его узнают и знают, какие действия и как правильно выполнять на определенном оборудовании.

Кроме того, проводили развивающий квест для школьников, кто быстрее найдет определенные метки, прочитает название профессии и что она обозначает в металлургической отрасли. Таким образом, они более наглядно знакомились с профессиями и могли безопасно виртуально прогуляться по местам работы своих родителей, возможно, развивая свой будущий интерес к отрасли.

Технические находки

  • Импортозамещение. Совместимость с российскими базой данных и ПО, использование OpenSource компонентов, библиотек и другого ПО.
  • Тиражируемость. Быстрое развертывание платформы в контейнерах.
  • Патент на платформу. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ.
  • Интеграция с системами. Авторизация в Active Directory и возможность интеграции с LMS или HRM

VR-тренажёры используются не только в явном видео, но и «по частям». Любой такой тренажёр состоит из среды окружения, в которой происходит событие, и 3D-моделей, с помощью которых выполняются какие-либо действия. Так вот эти 3D-модели используются в качестве визуализации в электронных курсах для знакомства с оборудованием, чтобы специально их не отрисовывать и не искать в интернете. Также записываются скринкасты всего процесса в 3D, чтобы тиражировать в формате видео или вставляя в курсы, или демонстрируя при очном обучении.

За счет создания собственного ядра сократили срок разработки на 40 %.

Регистрация платформы в Роспатенте позволяет предлагать решение и внешним заказчикам.

Планы

Перспективы тиражирования:

  • Металлургическая промышленность
  • Нефтегазовая промышленность
  • Горнодобывающая промышленность
  • Другие производственные компании

Проект входит в дорожную карту «Новое индустриальное программное обеспечение» (НИПО) от ИЦК Металлургия.

Планируемое развитие платформы «Метасфера»:

  • Расширение списка поддерживаемых платформ и устройств: автономные VR-устройства, мобильные iOS-устройства.
  • Разработка новых методик и показателей аналитики: тепловые карты внимания и перемещения, запись и воспроизведение процесса прохождения симуляций.
  • Введение мультиплеерной сессионной системы: для подключения кураторов и наблюдателей к прохождениям пользователей, возможности «живого» назначения заданий или сценарных ситуаций.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *