В своё время я поднимал вопрос о том, что важнее для успешного внедрения e-learning – наличие «правильной» LMS/СДО или поддержка ТОП-менеджмента (http://i-elearning.ru/wordpress/lmsgood.html)? Мой опыт говорит, что если продукт (СДО) не совсем «кривой» (а такое я тоже встречал), то сама система дистанционного обучения вещь второстепенная. А вот чем является для e-learning такая вещь, как перфекционизм? С одной стороны я полностью поддерживаю то, что курсы для дистанционного обучения должны быть очень качественными и надежными в плане предоставления необходимой информации. Особенно, если речь идёт о полном отсутствие поддержки со стороны тьютора/преподавателя – мы оставляем обучаемого один на один с нашим продуктом, а потом еще требуем от него знания (контроль). Тут на разработчиках огромная ответственность, но ведь есть еще и вечная гонка со временем и нехватка ресурсов. Знания устаревают быстрее, чем можно сделать хороший курс, а бизнесу любое обучение требуется еще «вчера». Моя позиция, что в плане достаточности материалов (а их точно не должно быть избыточно) должно действовать главное правило – в тестах мы не спрашиваем ничего такого, что не давали в курсе. А если курс цепляет какой-то большой процесс, который увеличит время разработки курса в несколько раз и «убьёт» сценарий и динамику курса, то вполне разумно оставить этот материал за кадром, но сказать обучаемому, что именно ему еще надо будет узнать и как это можно сделать (а способов очень много). Или, например, у нас в курсе есть вовлекающий элемент – некий сложный мультимедиа-объект, который сложно поддерживать в актуальном состоянии – лучше сделать такой элемент менее детализированным и более общим, чем потом оправдываться за искажение информации и отсутствие ресурсов для корректировки… Как-то так.
Насколько важную роль играет PR в e-learning? Если по-русски, то вопрос о том насколько важно «продавать» e-learning внутри компании (или вуза) или лучше сосредоточится на разработке качественных продуктов и они сами себя «продадут»? Раньше я особо не задумывался на эту тему, т. к. был сторонником централизованного внедрения или внедрения «сверху». Но вспоминая, как часто я встречал ситуации, когда живёт организация, а где-то в её недрах группа увлеченных людей «клепает» курсы, дорабатывает LMS и даже разрабатывает свои авторские средства, а о её (группы) работе мало кому что-то известно – даже тем, для кого это делается. Сделать хороший курс и «продать» этот курс — это два разных и важных процесса. Почему когда создаётся крутой голливудский фильм с огромным бюджетом, никто не говорит, что фильм «продаст» себя сам, а вкладывают соизмеримые деньги в разработку трейлеров и проведение рекламной компании? Много заработал бы «Аватар», без PR? Прилично, но не намного больше других хороших фильмов того года. А значит нам (ответственным за e-learning) надо планировать ресурсы на эту деятельность, и это должна быть качественная работы – не «драные» объявления на заборе или кривой текст на внутреннем портале, а голливудские трейлеры, акции и т. п. Только так!
Всем удачи!
Павел Безяев.