Всем привет 👋🏼
С вами Осипов Михаил.
💭 В своё время я уже задавался вопросомо том, что основополагающие дидактические принципы были созданы сотни лет назад, и сегодня мы лишь пытаемся их адаптировать под меняющиеся условия.
Хотелось бы обратиться снова к данному тезису и привести пример ещё одной педагогической модели Иоганна Фридриха Гербарта. А затем задать вам вопрос для рефлексии 🙂
Гербарт — это известный немецкий философ, психолог, педагог. Один из основателей научной педагогики. В начале XIX века он разработал теорию ступеней обучения, которая распространилась среди педагогов всего мира. Его теория была учитывала законы психической деятельности ребенка, которую он понимал как механизм деятельностиапперцептивного процесса.
Разберём «формальные ступени» обучения Гербарта на примере учебного занятия по теме «Классификация проектов по срокам реализации».
Ступень 1️ «Ясность»
Первичное знакомство с новым учебным материалом, введение новых представлений.
Например, на данной ступени можно разобрать, что такое срок реализации проекта и зачем необходимо классифицировать проекты по срокам реализации.
Ступень 2️ «Ассоциация»
На данной ступени происходит установление связи новых представлений о материале с уже имеющимися.
Например, можно использовать метафору проекта в виде разных видов домов, у каждого из которых есть свой размер, дизайн, и иные особенности, которые напрямую влияют на сроки строительства.
Ступень 3️ «Система»
Связное изложение новых представлений с выделением главного — выводов, правил, принципов, законов и т.д.
Например, можно перечислить разные по длительности проекты:
• Краткосрочные проекты требуют для реализации примерно 1-2 года.
• Среднесрочные проекты реализуются за 3–5 лет.
• Долгосрочные проекты — 10–15 лет.
А также объяснить какие факторы влияют на выбор длительности проекта: масштаб и сложность, ресурсы, технологические ограничения и т.д.
Ступень 4️ «Метод»
Применение знаний на практике.
Например, можно дать кейс, в котором необходимо на основании целей и ресурсов проекта необходимо спрогнозировать его длительность с обоснованием такого решения.
Коллеги, существуют ли похожие по подходу создания модели, который использовал Гербарт❓
Источники 📖
• Урок.РФ «Педагогическая теория Иоганна Гербарта»
• Дидактические системы и модели обучения