ОТЛИЧИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И АНДРАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

ℹ️ Ни для кого не секрет, что обучение взрослых отличается от обучения детей. Поэтому любой проектировщик обучения должен помнить о главных принципах, которые отличают андрагогическую и педагогическую модель.

В чём же состоит это отличие❓
Именно об этом я и хотел вам сегодня рассказать. Но прежде вспомним определения терминов «педагогика» и «андрагогика».

Педагогика («пайд» – дитя и «агогос» – веду) — это наука о воспитании и обучении человека. В данном посте мы рассмотрим примеры на школьной педагогике

Андрагогика («андрос» – мужчина; «агогейн» – вести) — это теория, которая исследует особенности обучения и развития взрослых. Андрагогика, кстати, входит в раздел возрастной педагогики

Рассмотрим 5 критериев, по которым отличается создание обучения для детей и взрослых.

1️⃣ Применение знаний на практике
Чаще всего в обучении дети получают теоретические (абстрактные) знания, которые не решают их текущих жизненных задач или будут их решать в отдалённом будущем, взрослые же получают знания, которые они должны сразу применить на практике. Поэтому при проектировании детского обучения акцент ставится на качестве передачи знаний (важна технология преподавания предметной области), во взрослой нише – на качестве применения знаний (важна связь обучения с практикой, например, как в подходе с комплексным обучением (https://telegra.ph/Kompleksnyj-podhod-v-obuchenii-klyuchevye-osobennosti-i-otlichiya-09-14)). Хотя качество передачи знаний и их применение на практике не должны исключать друг друга для обеих ниш.

2️⃣ Мотивация
В педагогической модели, к сожалению, в качестве мотиваторов превалируют оценки, ведь именно ими определяется успех от обучения. В андрагогической модели мотиваторами становятся изменения в жизни, которые реализуются взрослыми путём достижения заранее поставленных целей: изменение социального статуса, продвижение по карьерной лестнице, развитие прогресса в науке или бизнесе и т.д. Именно поэтому лучшими решениями для детей становятся внешние стимулы (например, бонусы и награды за обучение), а для взрослых – ориентация на их внутренние мотивы, которые необходимо определять до начала, в середине и в конце обучения.

3️⃣ Определение содержания обучения
Для детей, как правило, содержание обучения, включая методы оценки знаний, формирует образовательная организация, опираясь на образовательные цели, что касается взрослых, то именно они становятся заказчиками, от запроса которых строится обучение. Поэтому для детской ниши важно правильно определять фундаментальные основы обучения, для взрослых – точечно исследовать их запросы по тематикам.

4️⃣ Гибкость программы обучения
В педагогической модели программа обучения чаще всего строится по заранее определенным алгоритмам и является статичной до конца обучения. В андрагогической модели программа обучения является гибкой и подразумевает возможность её изменения с минимальными затратами ресурсов. Поэтому программа обучения для детей должна учитывать все нюансы уже «на входе» с минимальной возможностью её изменения, а для взрослых должен действовать «принцип LEGO», где каждый «кубик» в виде темы программы мог бы изменяться в будущем в зависимости от их мотивов (например, как в модульном обучении).

5️⃣ Роль преподавателя
В детской нише обучения преподаватель чаще всего ведёт образовательный процесс, определяя для детей их зону ближайшего развития (https://www.psychologos.ru/articles/view/zona-blizhayshego-razvitiya). Что касается взрослых, то у них преподаватель сопровождает образовательный процесс, т.е. создаёт необходимые условия, при которых взрослые учатся самостоятельно (т.е. в подходе хьютагогики). Именно поэтому в детской нише для преподавателя важно выстраивать вертикальных связи с учащимися, а во взрослой – горизонтальные. Задача проектировщика – грамотно спроектировать для данных связей образовательную среду.

Обсудить в трэдах канала: https://t.me/ielearning/2515

Михаил Осипов и Команда сообщества Digital Learning

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *