Цифровое образование дало возможность получить качественное образование из любой точки земного шара, при этом оно породило образовательный фастфуд, волну Вайтишников.
Образование в целом длительная история, мы учимся всю жизнь, а когда мы пытаемся быстро “образоваться”, а затем быстро войти в рынок труда это создаст перегрев рынка. Много шума будет заглушать голос компетентных специалистов и создавать иллюзию что их больше чем есть на самом деле. А людям, прошедшим такие курсы рассказывают, что они могут претендовать на крупные зарплаты. Что является двигателем создания таких курсов. Никто не хочет учиться долго, а получать мало, наоборот все хотят учиться быстро и получать много.
Но здесь нас и подстерегает реальность: сложная работа требует опыта и компетенций. Быстрый старт не значит уверенный рост. У меня давно возникает вопрос: а почему кроме классических и корпоративных университетов никто другой не создает долгосрочные программы?
Пока я вижу два ответа и оба играют против применения ИИ в сфере цифрового образования:
Первый: только университеты и компании оценивают профессию не как набор отдельных дисциплин, а как целостную единицу.
Второй: только университеты и компании могут финансово себе это позволить.
Когда за образование платит потребитель этого образования, то ему в перспективе важно вернуть эти средства. Он рассматривает себя не как себя текущего, а как человека уже обладающими этими навыками.
И здесь возникает третья ловушка ИИ. Вайб-кодинг, как имитация реальных знаний навыков и оценка людей через ИИ. Мы начали оценивать людей посредством ИИ и тестов, отгораживаемся от кандидатов сокращая время, так как кандидатов стало больше, а их уровень образования ниже.
Искусственный интеллект это не просто помощник в сфере цифрового образования. Это вызов, который будет формировать образ цифрового образования.
Создания цифрового фаст-фуда с применением ИИ превращает цифровое образования в сильную имитацию. А адаптация к этой имитации с помощью ИИ приводит весь процесс в некий симулякр подбора.
Возможно это приведет к обесцениванию такого подхода, но я надеюсь на лучшее.
До встречи на конференции «Digital Learning 2025: итоги года»!
Моросеев Федор и команда сообщества Digital Learning