Нужны ли рынку «разработчики электронных курсов» и их продукты?

В прошедшие выходные побывал на турнире для разработчиков онлайн-курсов iSpring.Вызов 2022. Турнир меня впечатлил и зарядил, но подробности будут позже. Сегодня хочу поговорить о реальном вызове для нашей сферы.

В сообществе мы часто рассуждали и о том, почему произошло разделение «обученцев», на нормальных и дистанционнщиков. О том почему это было плохо и как хорошо, что это уходит. Но сами, кажется, делаем очень странные вещи…

В корпоративном обучении мы упорно продолжаем цепляться за такую сущность, как «электронный курс», который чаще представлен, как «слайдовый асинхронный интерактивный курс» или «лонгрид».

Если честно, то хочется уже термин «электронный курс» запретить законодательно, но не это главное. Главный вопрос – можем ли мы рассматривать такой асинхронный электронный или онлайн-курс, как самостоятельный и самодостаточный инструмент для обучения, как часто это делается сейчас?

Да, когда мы все входили в тему онлайн-обучения, наличие простой «автоматизированной коробочки», которую можно было быстро сделать, а потом загрузить на учебный портал и забыть – было спасением. Для многих – курс как бы сам там потом учит людей. В теории очень красиво, только это же создаёт проблемы отношения к онлайн-обучению.

Мы весной проводили небольшое исследование «обученцев» и уточняли, как и где они предпочитают учиться. И совершенно «неожиданно» выяснили, что наши коллеги сами не хотят учиться через асинхронные «электронные курсы». Сюрприз?

Кажется, что ответ очевиден – мы все прекрасно понимаем, что обучение это процесс, а не событие и не электронная «таблетка». Слайдовый курс может помочь вспомнить или заучить правила пожарной безопасности или даже хорошо расскажет, как давать обратную связь, но никак не поможет внедрить вам это в вашу реальную жизнь и не проконтролирует.  Да, достаточно добавить к «электронному курсу» кукую-то систему сопровождения и поддержки и результат будет другим, но признайтесь – как часто это делают?

Почему же мы продолжаем другим выдавать тот продукт, в который сами не верим? Потому что всё осталось, как на старте – надо просто, быстро и красиво. Ну и чтобы потом – «само работало». Если копнуть глубже – глобальная причина остаётся в том, что функции обучения в компаниях не измеряют результаты влияния не бизнес, а отчитываются красивыми цифрами с человеко-курсами и NPS. Пока это так – зачем что-то усложнять?

Вернусь к турниру. На турнире была смоделирован классическая ситуация происходящая в корпоративном обучения – почти повсеместно и уже давно. Заказчики приходят и просят онлайн-курс под какую-то задачу. Чаще всего они уже формулируют заказ в терминах обучения, а не бизнеса – «мне надо обучить руководителей навыкам обратной связи, сделайте мне онлайн-курс».

Заказчикам это может быть простительно, но дальше в дело вступают наши разработчики курса и берутся за задачу – «в лоб» – делают что-то, что должно «обучить руководителей» – «самообучающую коробочку». Тут нет разговора о том, как потом это всё будет внедряться в процесс, как поддерживаться, как оцениваться.  Я не про турнир сейчас, а про реальную жизнь, увы.

Хочу ли я сказать, что «электронные курсы» — это зло и надо их отменить? Нет. Я хочу сказать, что мы должны уйти от порочной практики даже просто браться за создание таких курсов там, где не могут решать задачу или без четкой проработки всего процесса обучения, когда такой курс будет всего лишь одним из элементов.

Хочу ли я сказать, что узкоспециализированные «разработчики электронных курсов» больше не нужны? Нет, вы можете и дальше оставаться в рамках такой нишевой специализации, но должны тогда чётко понимать, что вы не являетесь «обученцем» в полном смысле этого слова, так как можете делать только очень ограниченный инструмент. Чем больше на рынке появляется универсалов, которые могу видеть и проектировать весь процесс целиком, тем ниже будет ваша ценность для рынка.

Наше сообщество когда-то было создано, чтобы развивать сферу обучения, через наше собственное развитие. Очень надеюсь, что кого-то эта публикация подтолкнёт посмотреть на свою работу под другим углом и поможет выйти на новый этап развития!

Успехов всем нам в нашей интересной миссии!

Павел Безяев и Команда сообщества Digital Learning

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *