Обзор кейса-победителя Премии Digital Learning 2024

Представляем обладателя 1-го места Премии Digital Learning 2024 в номинации «Образовательные экосистемы», ознакомиться со всеми участниками можно на странице рейтинге 2024 года.
Школа 21 от Сбера бесплатно готовит специалистов различных IT-специальностей без преподавателей и теории. Этот кейс раскроет секрет успеха такой необычной экосистемы, эффект который подтверждается результатами. А ещё узнаем про бассейн и пиров проекта-победителя Премии Digital Learning.
О проекте
Проект даёт возможность любому взрослому человеку любой подготовки и профессии освоить IT-специальность за счёт полного погружения в практику, работы в команде, умения защищаться и оценивать.
Компания:
Школа 21
Цель проекта:
Обучить IT-профессиям любых желающих— без оплаты и подготовки.
Целевая аудитория
Все желающие от 18 лет.

Экосистема
- Цифровая платформа — разработана Сбером совместно со «Школой 21»
- Контент — более 10 000 часов материалов от экспертов-практиков
- Пространство — при гибридном формате кампусы 24/7/365 позволяют участникам выстроить удобный график
- Комьюнити — основа эффективности методики «равный равному»
Реализация
В Школе 21 нет преподавателей и теории. Всё обучение строится на практике — от одного практического проекта к другому. И чтобы эти проекты действительно обучали и были актуальны рынку, их пишут эксперты — действующие специалисты.
Обучение строится по методологии «peer-to-peer» (равный равному), которая невозможна без развитого сообщества. Участники учатся сами и учат других.
И третье слагаемое успеха — это круглосуточное пространство, в которое «пиры» могут приходить, чтобы совместно работать над проектами. А также – проводить клубы по интересам, развивая коммуникацию.
Начинается всё с отборочного «бассейна» в каждом из 16 кампусов по всей стране. К примеру, в московский приходит 600 человек. И только 30-50 % в итоге пройдут отбор и смогут бесплатно обучаться в Школе 21.
Для подталкивания к коммуникации, без которой никак, участников располагают близко друг к другу. Столы расположены так, чтобы каждый, сидя за своим компьютером, оказывался напротив ещё двоих.
Комьюнити-менеджер рассказывает правила бассейна, объясняет принцип «пир-ту-пир», даёт советы. У каждого участника есть доступ к платформе с проектами и общий чат. И те, кто совсем не из IT, вынуждены знакомиться с другими и заводить общение, чтобы пытаться разобраться с проектом.
С этого момента постепенно начинается передвижение маркерных досок по кампусу, когда участники, решая задачи, объясняют решение другим. К примеру, в Москве уже к вечеру первого дня бассейна начинается взаимодействие между участниками.
До конца второго дня уже нужно завершить первый проект и загрузить его в GitLab — по кнопке в платформе.
Контроль знаний обеспечивается через чек-листы, в которых указаны атрибуты, по которым можно засчитывать защиту проекта. Каждый проект нужно сдать трём другим «пирам». Для этого нужно с каждым из них предварительно забронировать время в кампусе. Проверяющие пользуются готовыми чек-листами и могут предложить ещё и свои варианты решений.
Таким образом, за многократные сдачи и защиты понимание решений проектов оказывается более комплексным. После четырех дней индивидуальных проектов на пятый — экзамен. А на выходных еще и групповой проект, в котором можно попробовать себя и в качестве тимлида, прокачав лидерские качества. И так 4 недели.
Всего бассейн занимает 26 дней, после которых лучшие получают письма счастья, дающие право обучаться в Школе 21. Раньше это были только специальности разработчиков, а теперь и другие IT-специальности. В зависимости от сложности обучение проходит от полгода до полутора. Во время обучения обязательна стажировка в IT-компаниях.
К тому же, внедрен сервис «Отклик», в котором выпускников сводят с работодателями.

Результаты проекта
Сейчас учится 8400 учеников и уже 1800 выпускников, половина из которых не были ранее связаны с IT.
100% выпускников трудоустроены в крупнейших российских ИТ-компаниях и стартапах.
Методические находки
Равный равному:
- Не знаешь, как решить задачу? Спрашивай соседей и гугли.
- Каждое решение нужно проверить с другими участниками.
С первого дня отборочного «бассейна» участники:
- Погружены в практику
- Активно взаимодействуют друг с другом
- Успех прохождения отбора напрямую зависит от качества взаимодействия
Прохождение «бассейна» открывает доступ к разным уровням обучения.

Упор на практику:
- Участники Школы 21 обязательно проходят трехмесячную стажировку в ИТ-компаниях
Технические находки
- Цифровая платформа — разработана Сбером совместно со Школой 21
Эффективность метода «равный равному»
- Прокачивает навыки коммуникации
- Неминуемо происходит командообразование
- Быстрое применение результата
- Чтобы выполнить задачу, приходится глубоко разбираться в вопросе
- Повышается качество работы и уменьшаются затраты ресурсов у сотрудников
- Показывает, что нерешаемых задач не существует
- Это принципиально новый образовательный опыт!
Планы
Кроме расширения списка специальностей, добавилось ещё и взаимодействие с вузами— проект «цифровая кафедра».

Такая необычная обучающая экосистема даёт возможность не только получить востребованные специальности, но и попутно прокачивать мягкие навыки участников. А движение в ногу со временем благодаря корректировке программ и привлечению действующих экспертов делает этот проект постоянно актуальным. Неудивительно, что пришла и победа в Премии Digital Learning.