Как выбирать форматы обучения

#дляновичков

В четверг у нас традиционный пост для новичков. Сегодня поговорим про выбор форматов.

Многие из тех, кто только делает первые шаги в digital learning задаются вопросом – а как правильно выбирать форматы для своих учебных программ и курсов? Где взять эти правила?

Шутка в том, что если посмотреть на методики и теории обучения, то они в основном говорят о том, как решать учебные задачи, как подходить к проектированию эффективной программы и как учатся люди. Условно они говорят о том, ЧТО ваша программа должна содержать и КАК работать, но не о том какие форматы вы должны использовать для упаковки контента и заданий.

Нет такой однозначной теории, где говорилось бы, что вот эти знания мы пишем просто текстом, а тут – снимаем лектора на видео, здесь – обязательно делаем дорогостоящую 3D-анимация, там – вставляем вайны, а это – только в VR… Нет, такого нет. Почему так вышло? Форматы появляются и развиваются стремительно и непрерывно. Меняется стоимость их применения и удобство разработки, так же как меняются предпочтения пользователей и представления о качестве.

В некоторых случаях выбор формата очевиден. Например, если в рамках построения программы мы понимаем, что нам нужен симулятор работы с программным продуктом, то у нас вряд ли возникнут вопросы о формате такого симулятора. А вот если нам надо сделать диалоговый симулятор продаж, то тут опять возникает выбор – можно сделать его текстовым, а можно с голосовым ботом или как интерактивное видео.

Можно выделить следующие принципы для выбора форматов:

К примеру, очевидно, что на любую тему мы можем написать книгу и детально там рассказать о любом процессе даже без картинок. Текст работал и работает. Но представим сколько сил придется потратить чтобы текстом рассказать, как огранить алмаз и какие будут шансы у ученика повторить процесс. Гораздо лучше станет, если мы добавим картинки. Но ещё проще и лучше было бы снять процесс огранки на видео.

Идеальные: мы исходим из того насколько формат подходит под задачу и как он воспринимается нашей целевой аудиторией.

Прагматичные: стоимость и скорость разработки, сложность актуализации, специфика инфраструктуры и средств доставки (ну нету пока в нигерийской деревне VR-шлемов).

А теперь нам надо сделать корпоративный курс по сложным юридическим аспектам. Мы снимаем нашего юриста на видео, накладываем отличную инфографику, а через месяц меняется статья закона, на которую он ссылался. Ещё через неделю меняется внутренний регламент. И мы каждый раз снова гоняем в студию нашего эксперта и снимаем видео? Или мы лучше сделаем видео только для мотивации и с фундаментальными знаниями, а все меняющиеся правила добавим в курс как wiki-страницу, чтобы наш эксперт мог сам вносить правки?

Или вспомните, как раньше мы учили правила движения – по карточкам с примерами ситуаций. Есть тексты правил, а есть множество карточек с примерами их применений. Текст и картинки и всё отлично работает. Можем мы принципиально улучшить обучение, если сделаем все эти кейсы в формате видео или даже VR? Помню, что для некоторых кейсов динамики не хватало, но для большинства это было бы избыточной информацией и лишней тратой времени обучающегося.

А ещё мы знаем, что люди отличаются по способу восприятия информации. Если мы можем себе это позволить, то часть контент хорошо бы давать сразу и в трёх форматах – текст, аудио и видео. Но тут вопрос прагматики.

Где-то мы можем выбирать формат для мотивации обучающегося и привлечения внимания. Крутой ролик с моушн-дизайном, встроенная игра, комбинация форматов и т.п.

Конечно, ещё долго можно приводить примеры и говорить о форматах, но теперь вы понимаете базовые принципы и знаете куда смотреть и что спрашивать у других участников нашего сообщества. Удачи!

Павел Безяев и Команда сообщества Digital Learning

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *