Обзор кейса-призера Премии Digital Learning 2024

Представляем обладателя 3-го места Премии Digital Learning 2024 в номинации «Онлайн-программы», ознакомиться со всеми участниками можно на странице рейтинге 2024 года.
Уникальный проект по повышению уровня информационной безопасности Газпромбанка «Правила БЕЗ опасности» привлек внимание не только разнообразием форматов и творческим подходом, но и тем фактом, что на службу информационной безопасности стали смотреть не как на тех, кто всё запрещает, а как на тех, кто оберегает от опасных последствий. А про кибермошенников сотрудники стали помнить не только в рабочее время, но и в личное.
О проекте
«Правила без опасности» — пример того, как:
- Рассказать о скучном весело
- Поднять темы, которых избегают
- Побороть предубеждение «со мной такого не случится»
- Вовлечь сотрудников в обучение
- Позаботиться даже о бабушке

Компания:
Газпромбанк
Предпосылки:
Несмотря на большое количество законов внутри банка, сотрудники без злого умысла могут навредить организации и себе, не соблюдая правила информационной безопасности (ИБ).
Цели проекта:
- Вовлечь в тему ИБ максимально возможное количество сотрудников
- Повысить цифровую грамотность сотрудников в работе и личной жизни
- Снизить количество инцидентов по ИБ сред сотрудников
- Донести значимость действий каждого сотрудника для безопасности компании
Задачи проекта:
- Выбрать темы, волнующие сотрудников, и раскрыть их простым языком
- Создать единую точку входа по теме ИБ для получения исчерпывающих ответов
- Сделать лендинг и регулярно пополнять его разнообразным контентом
- Достичь среднего уровня NPS в первый год работы проекта
Целевая аудитория
Все сотрудники банка и особенно те, кто работает с:
- Договорами
- Контрагентами
- ИТ-системами
- Клиентами в офисе
- Конфиденциальной и инсайдерской информацией
А также их семьи — жертвами киберпреступлений может стать любой.
Команда разработки:
20 человек из различных департаментов:
- Информационная безопасность
- Экономическая безопасность
- Внутренний контроль
- Юристы и другие эксперты
Провайдеры: студия Инфографика и Тичбейс.
Средства разработки
Tilda, Scrolltool, WordPress, Websoft HCM, средства Web-разработки (HTML, JS, CSS, JQuery).
Реализация
Перед выбором формата создатели проекта опросили сотрудников, как им удобно воспринимать информацию и получили ответы:
- Смотреть ролики — 79%
- Читать статьи — 49%
- Проходить курсы — 37%
Поэтому, чтобы угодить максимальному количеству сотрудников, разработали форматы на любой вкус и объединили их стилистически.

Ключевые принципы и подходы:
- Без лишней теории рассказали про рабочую и личную цифровую безопасность
- Привели примеры из рабочей практики и обычной жизни
- Разработали материалы, сверяясь с экспертами Газпромбанка
- Регулярно собирали обратную связь
Создали:
- Серию видеороликов о сотрудниках банка, попадающих в каверзные ситуации
- Обновленный общий курс по ИБ для сотрудников в новой стилистике проекта
- Курсы для более глубокого погружения в тему для всех желающих
- Короткие статьи с примерами и кейсами (5-7 минут чтения)
- Тематические вебинары с ответами на вопросы сотрудников простым языком
- Памятки для быстрого доступа к информации
- Игровые механики для вовлечения ЦА и самопроверки
- Посты в Телеграм для информирования о свежих мошеннических схемах.

Результаты проекта
- Появился информационный ресурс для сотрудников. Ранее сотрудники не знали, куда обращаться при возникновении вопросов по ИБ. Теперь есть единая точка входа для получения ответов.
- Департамент защиты информации использует ссылки на проект при ответе на вопросы сотрудников. Это облегчает работу и формирует современный и открытый имидж подразделения.
- Улучшили имидж сотрудников ИБ. Они перестали восприниматься теми, кто просто всё запрещает.
Методические находки
- Фокус на простоте и пользе — объяснение сложных формулировок простым языком
- Формат обучения — 70% асинхронного обучения и 30% вебинары
- Озвучка роликов студией «Кураж Бомбей»
- Реальные призы в обучающей общебанковской игре
- Возможность игры за одного из трех персонажей
- Синергия экспертиз из разных областей — подружили юристов и службу ИБ
- Вопросы по кибербезопасности с возможностью взять помощь сотрудника ИБ
- Внутренние знаки отличия за прохождение контента
- Обратная связь на старте и в середине проекта
- Упор не на обязательность обучение, а на медийную заинтересованность добровольного обучения
Технические находки
- Единая точка входа — лендинг — сверстан на конструкторе Tilda и интегрирован во внутренний портал Websoft HCM
- Инструменты для верстки лонгридов — Tilda, Scrolltool, WordPress и средства Web-разработки
- Один подрядчик для отрисовки дизайна — в стилистике банка
- Оптимизация загрузки и обновления лендингов. Часть контента открывается в отдельных кнопках, вне системы обучения. Вернуться на лендинг можно с любой страницы
- Субтитры для всех обучающих видео, чтобы обучаться смогли даже сотрудники без аудио-обрудования
Эффективность проекта
- NPS проект за первый год — 35,5%
- Средняя оценка выпущенных курсов — 9,5 из 10
- Добровольный просмотр: роликов — 3429, курсов — 3967
- Сотрудники активно стали оставлять комментарии и реакции, чего не было до проекта
- Игру признали самой красивой и интересной внутри банка
- На 300% вырос запрос на геймификацию проектов
- От 15 до 50% вырос просмотр контента проекта
- 91% от общего числа участников прошли игру до конца
Планы
Проект продлен. Создатели опросили сотрудников об актуальных для них темах, которые еще не освещались в материалах, и активно обновляют контент — раз в 1-2 месяца. За полтора года создано 25 единиц контента. В момент выхода свежих материалов сотрудники оповещаются внутренней рассылкой и новостями на корпоративных порталах.
Разработчикам проекта удалось сделать контент, близкий по духу сотрудникам, материалы которого не запугивают сложными формулировками и ответственностью, а рассказывают, как не попасть в неприятности. И это нашло должный отклик у коллег — люди добровольно в игровом формате наглядно разбирают очень серьезные вопросы кибербезопасности. И плюс к тому, создатели проекты получили признание в виде призового места Премии Digital Learning 2024.