Как MOOC извращает понятие e-learning!
В последнее время повсеместно стал сталкиваться с тем, как MOOC меняет отношение обывателей к e-learning. Если лет 5 назад такое понятие, как дистанционное обучение или e-learning были для большинства населения нашей страны чем-то абстрактным, а лучшим случае кто-то мог припомнить, что сдавал какие-то тексты и просматривал электронные лекции, то сейчас про «электронные курсы» кусы типа MOOC не слышал разве что какой-то оленевод. Под эту моду, как на дрожжах появляются разные проекты eduson. Что на выходе – люди начали массово «пробовать» бесплатные и платные дистанционные курсы и получают, чаще всего, «методическую кашку», в лучшем случае, в красивой обертке! В результате у потребителя формируется искаженное представление о возможностях e-learning. Международные исследования говорят, о том, что популярные курсы, сделанные по формату видео + тест, просто проходят до конца всего 6-9% от тех кто начинает обучение и это еще без оценки результативности! Не хочу никого обидеть, но так быть не должно, потому что электронные курсы могут и должны быть гораздо более эффективными. Но главное дальше хуже – потенциальные заказчики начинают называть электронными курсами промо-ролики стартапов. «Все смешалось в доме Облонских»… Я не против MOOC и понимаю их значение в рамках массово просветительской деятельности и даже некоторую эффективность при мотивированном самообучении. Но мне немножко не по себе, что в абсолютных цифрах разработчики и потребители полноценных интерактивных курсов уже становятся незначительным меньшинством. А что дальше? Может скоро надо будет выкинуть на свалку все авторские средства и заниматься разработкой видеолекций и скринкастов и сделать вид, что всех тех замечательных методических и технический подходов просто никогда не существовало. Будем снова делать курсы и знать, что 90% обучающихся уснут на второй минуте нашего видео? Мне пока такая перспектива e-learning не очень нравится, но, может, мы стоим на пороге чего-то прорывного???
Успехов!
Залезла на Eduson, наткнулась на курс моего глубокоуважаемого Алексея Каптерева по презентациям. Уверена, что курс хороший! Также могу сказать, что на курсере заканчивала Геймификацию от Кевина Вейрбаха, тоже очень и очень полезно мне было. Думаю, что MOOC стоит воспринимать как одну из форм дистанционного обучения, имеющую такое же право на существование, как и остальные формы. Особенно, если нет возможности поучиться в другом формате. Например, до сих пор нет ни одного хорошего электронного курса по презентациям, и вот вам, пожалуйста, поучитесь у Каптерева 🙂
Кира, согласен, что это одна из форм, просто получается, что за счёт массовости она начинает замещать собой все остальные формы — даже там, где это замещение противопоказано. Представляешь, если компания на 1000 человек начнёт всех гонять через такие курсы, вместо того чтобы потратится на хороший тренинг или эл.курс, а потом будет удивляться чего это такой негатив от сотрудников 🙂 А я кстати под твоим влиянием даже купил какую-то книжку про презентации и теперь читаю перед сном 🙂