На прошлой неделе провели мероприятие с вызывающим название — «EDTECH VS ИНФОБИЗ»!
Получилось интересно, но многие могут поспорить, конечно с нашими выводами.
Уже несколько лет в сообщества Digital Learning самые бурные споры и дискуссии вызывает вопрос о том, где проходит граница между EdTech и инфобизнесом? Почему это так важно и вызывает столько споров?
Начал встречу я с мысли Натальи Царевской-Дякиной, о том, что это только EdTech так важно найти границу между собой и инфобизнесов, а самому инфобизу пофиг на эти потуги, также как с точки зрения государства нет разницы никакой между инфобизнесом и EdTech. И я в целом с этим согласен. Но при этом когда я говорю владельцу большой онлайн-школы, что они по сути тоже инфобиз — он на меня сильно обижается. Как сказал когда-то Миша Свердлов — у “инфобиза плохая каннотация и мы не хотим с ней соотноситься”.
Или другой пример — SmartRanking — главный рейтинг EdTech. Несколько лет назад в него попадает главный символ инфобизнеса — известный всем Лайк Центр. Что это меняет? Они больше не инфобиз? Ну тот же Миша Свердлов помню после этого стал говорить, что да — теперь Лайк это EdTech. Точно? Или рейтинг теперь про инфобизнес?
Вот в этом хотелось разобраться на встрече и поискать мосты, а не заборы.
Вот некоторые выводы с нашей встречи:
1. Термин «инфобизнес» это такая наша российская тема, которой в таком виде больше нигде нет, как и нет такой жёсткой коннотации, что и порождает бесконечные попытки разобраться в терминах и отстроиться от клейма «инфобиз».
2. Любая онлайн-школа, любой образовательный EdTech и даже корпоративное обучение или обучение или коммерческий вуз по своей сути тот же — «инфобизнес». Точка.
3. И у любого бизнеса (с приставкой инфо- или без), есть главная цель — зарабатывать — получать прибыль. И дальше только вопрос в подходах. Есть лютый «инфобиз», что уже за гранью добра, есть пограничный, а есть тот же большой и «белый» EdTech, которые пытается не переступить черту, но это не всегда получается.
4. Почти в любом бизнесе есть проблема завышенных обещаний. Плохой пример «инфобиза» максимально перегибает тут палку, но опять же такие проблемы так или иначе есть у всех.
5. Кстати, не надо забывать про лютые примеры «офлайнбизнеса» на образовании — еще за долго до появления первого инфобиза существовала куча разных псевдо-тренеров, которые несут разную пургу про то, как добиться успеха используя даты рождения, танцы с бубном и т.п. Они в общем-то никуда не делись — кто-то из них перешёл в онлайн, но есть и чисто офлайновые ребята. Это в копилку к тому, что в любом бизнесе могут быть такие негативные примеры.
6. Инфобиз очень гибкий и быстро осваивает новые подходы и технологии! И многое из того что мы сейчас видим у EdTech и даже корпообучения — перенимают у инфобиза. Примеров много. Это факт.
Как-то так…
Павел Безяев и команда сообщества Digital Learning