«ГОРМОНЫ СЧАСТЬЯ» И ОБУЧЕНИЕ

ℹ️ Недавно я проводил мастер-класс по теме вовлечённости в онлайн-обучении и мне пришла идея поделиться с вами несколькими важными наблюдениями. Описывать то, что такое вовлеченность и какие её виды существуют в онлайн-среде я не буду, так как этой теме уже был посвящён пост. Я лишь вкратце поделюсь с вами тем, как «гормоны счастья» могут влиять на обучение. Сразу отмечу, что мы не будем углубляться в теорию, а лишь рассмотрим полезные тезисы, которые связывают гормоны и прогресс в обучении.

🔹 Дофамин. Некоторые исследования (например, Fiorillo, Tobler & Schultz, 2003 или Waelti, Dickinson & Schultz, 2001) показывают, что дофамин играет решающую роль, когда учащемуся необходимо достичь каких-либо результатов. Когда студент получает неожиданное вознаграждение, то активируются дофаминовые нейроны. Если учащийся получает достаточное вознаграждение за определенное действие, дофаминовая реакция смещается и возникает сразу после действия, за которое он получил вознаграждение, а не тогда, когда получает само вознаграждение.

🔸 Рекомендация: если вы будете регулярно вознаграждать учащихся, например, за прохождение каждого модуля обучения, то они научатся ассоциировать обучение с положительными чувствами, т.к. это будет вызывать удовольствие (выработку дофамина). Именно поэтому, кстати, в геймификации поощряется постоянная тяга к открытиям и наградам.

🔹 Серотонин. Данный гормон регулирует общее настроение учащегося, а также влияет на его эмоционально-волевую сферу, что играет важную роль в поддержании уровня вовлеченности. Кстати, серотонин не только помогает с вовлеченностью, он также влияет в целом на обучение и память.

🔸 Рекомендация: при проектировании образовательной среды не забывайте про создание положительного эмоционального климата, причём как среди учащихся, так и среди преподавателей/спикеров, так как это способствует дополнительной выработке серотонина. Положительный эмоциональный климат поддерживается дискуссиями в чатах, публичной похвалой учащихся, рейтинговыми досками, нетворкингом и т.д. Также убедитесь в том, что ваша учебная программа связана с потребностями целевой аудитории. Ведь гормоны тесно связаны с удовлетворением потребностей, а для этого обучение должны быть привязано к внутренним мотивам.

🔹 Эндорфин. Существует подтверждённая гипотеза о том, что мы учимся лучше, когда находимся в хорошем настроении. Дофамин как нейромедиатор отвечает за формирование мотивации, чувство удовольствия и эмоциональные реакции учащегося.

🔸 Рекомендация: в обучении иногда важно использовать уместный юмор. Именно смех стимулирует мозг к выработке эндорфинов, которые помогают учащимся вовлекаться в образовательный процесс. Причём юмор в обучении уместнее всего использовать в паузах или перерывах.

🔹 Окситоцин. Данный гормон играет важную роль в регуляции социального поведения и участвует во множестве когнитивных процессов человека в социальной сфере, включая процессы памяти. Данный гормон высвобождается, когда, например, учащийся находит социальную поддержку во время обучения.

🔸 Рекомендация: задействуйте модель SSDL во время картирования пути студента, это позволит регулярно поддерживать учащегося и создаст для него атмосферу социального присутствия, что стимулирует выработку окситоцина.

💭 Вот и вся информация, которой я хотел с вами поделиться о связи “гормонов счастья” и обучения. Если будет желание углубиться в данной теме, пожалуйста, обращайтесь к источникам.

📖 Источники

  • Christopher D. Fiorillo, Philippe N. Tobler, Schultz W. «Discrete coding of reward probability and uncertainty by dopamine neurons»
  • Alfredo Meneses, Gustavo Liy-Salmeron «Serotonin and emotion, learning and memory»
  • Rose S.R., Orlowski J. «Review of research on endorphins and learning»
  • Zoltán Sarnyaia, Gábor L. Kovácsb «Oxytocin in learning and addiction: From early discoveries to the present»
  • Ресурсы: growthengineering. co. uk

Михаил Осипов и Команда сообщества Digital Learning

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *