Где e-learning лучше – вуз или компания?

В корпоративном секторе бытует миф, что в академической среде лишь «играют» в e-learning, надувают студентов и их родителей, подсовывая суррогат вместо очного обучения, да успешно «пилят» государственные деньги. В среди «дистанционщиков» в вузах, тоже есть легенды о том, как много они делают для развития e-learning и как кустарно и ненаучно всё делается в корпоративном секторе. Что из этого миф, а что правда? Или ошибаются и те и другие?
Из своего опыта могу сказать, что правы и те и другие – ерунда твориться везде.  А с другой стороны, островки реальных открытий и достижений есть с обеих сторон. Если смотреть на вузы, то истоки мифов о низкосортном дистанционном обучении берут своё начало из времён, когда в вузы пошло учиться бумерское поколение. Когда в конце 90-х начале 2000-х на спрос на высшее образование существенно превышал предложение. Вузы росли как грибы, а самые ушлые поняли, что дистаницонка это хороший способ сократить издержки и увеличить масштабы, а значить и денежные потоки. Но даже в то время были вузы, в которых руководство реально пыталось использовать «шальные деньги» для создания и развития в России качественного дистанционного образования. И всё же большинство не могли удержаться от возможности «продавать воздух» под красивой обложкой дипломов государственного образца. Сейчас ситуация изменилась и вузам приходится жестко конкурировать за каждого студента. Теперь e-learning не может быть просто средством сокращения издержек и доставки знаний, теперь это должно быть конкурентным преимуществом. Мне сложно судить, есть ли сейчас в России вузы, которые смогли развить эти методики и технологии до такого уровня. Но в Мире такие примеры есть – когда для людей критичным является возможность учиться из дома и в удобное время, то дальше они выбирают среди тех вузов, которые лучше всего зарекомендовали именно в плане e-learning. На мельницу мифа о дистанционном обучении в вузах активно подливают воду так называемые «теоретики e-learning». Академическая среда может позволить себе кормить целую армию таких товарищей, которые читают умные статьи и «играют» на своих кафедрах (а иногда даже на уровне целого вуза) в дистанционное обучения. Времени у них много, поэтому в социальных сетях, сообществах и на конференциях видно и слышно в основном представителей этого вида. Всё это не может не сказываться на общем впечатлении о e-learning в вузовской среде.
В корпоративном секторе основную грусть навивают разные государственные или полугосударственные корпорации – типа Нефте-, Газа-, Метало- промов. С одной стороны там огромные масштабы и ресурсы, а с другой чисто «своковый» подход. Там для «галочки», тут для «массовости», сюда «загнали палкой», туда никого не пускали, чтобы не сломали и т. п. Взглянут на эти «чудеса» выходцы их вузовской среды (а все мы так или иначе оттуда) и за голову хватаются! Есть среди «отличников» и крупные частные компании (включая западные) – поняли, что можно на тренингах экономить и давай «калепать» презентации и выкладывать их в сеть, как электронные курсы. Сотрудники с грустными и сонными лицами листают эту ерунду, а кто-то бодро отчитывается о проценте обученных и сокращении издержек. А где-то просто «заводят» e-learning, как диковинного зверька – вслед за модой – чтобы не хуже чем конкуренты быть. Бюджеты выделяют смешные, а результаты получают печальные. Иногда очень сложно до бизнеса донести мысль, что настоящий e-learning не может стоить дёшево это вообще очень дорого, но если всё делать качественно и по настоящему, то можно получать отличный результат! До определенных масштабов e-leaning вообще может не окупаться. Для некоторых компаний реально выгоднее держать хороший штат тренеров, чем разрабатывать настоящие интерактивные курсы. А есть компании, масштаб которых просто не подразумевает другого способа развития и поддержания компании, кроме дистанционного обучения. Там где руководство это понимает – там и рождается настоящий – живой и практичный e-learning!
Есть еще такой факт, что в корпоративный сектор пока более закрыт, чем вузовская среда. В результате, многие компании «изобретают велосипеды» и проходят параллельно схожий путь проб и ошибок. В академической среде больше обмена опытом, что даёт некоторые преимущества тем, кто готов ими воспользоваться. К сожалению, даже если руководитель направление дистанционного обучения понимает значимость обмена опытом, то чаще всего у него не возможности повлиять на политику компании. Но, надежда есть – должны придти бизнесмены другой формации – понимающие значимость открытости и вклада в развитие. И пример уже есть – мне повезло повстречаться с одним из них!
Удачи!
Павел Безяев

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *