Цифровая среда для обучения и безопасной работы в металлургии. Кейс Северсталь

Обзор кейса-победителя Премии Digital Learning 2024

Представляем обладателя 1-го места Премии Digital Learning 2024 в номинации «Смешанные программы», ознакомиться со всеми участниками можно на странице рейтинге 2024 года.

В Северстали пришли к выводу, что необходимо изменить подход к обучению охране труда и перевести его во внутренний контур в виду ряда причин. Глубокий анализ целевой аудитории и соответствующие выводы привели не только к реализации эффективного проекта смешанной программы обучение, но и к победе в Премии Digital Learning.   

О проекте

Проект был призван повысить культуру безопасности в компании — перевести обучение по безопасной работе в металлургии из сторонних учебных центров во внутреннее обучение в софременном формате.

Компания:

Северсталь

Предпосылки:

  • До 2012 года очное обучение проходило в сторонних учебных центрах, где не учитывалась специфика компании
  • В период пандемии обучение проходило в дистанционном формате — проверка знаний сводилась к прощелкиванию тестов
  • Количество протоколов по охране труда стало достигать огромного количества

Цель проекта:

Внедрение комплексного решения для обучения сотрудников ОТ и ПБ

Задачи проекта:

  • Повышение культуры безопасности через развитие навыков и компетенций в области ОТиПБ
  • Автоматизация организации своевременного обучения
  • Масштабирование обучения на все БЕ компании и подрядные организации
  • Сбор аналитики и интеграция данных в Минтруд РФ

Целевая аудитория

Все сотрудники — 45 000 чел.

Реализация

Сначала провели исследование целевой аудитории (ЦА):

  • Анализ анкет ОС по курсам
  • Интервьюирование экспертов
  • Фокус-группы
  • Пилотный запуск в кроссфункциональных командах для подбора элементов программы

Затем получили результаты исследования ЦА:

  • Знания внешних тренеров непрактичены под производственные процессы компании (отсутствие заинтересованности тренеров в адаптации учебных материалов под запрос компании)
  • Недостаточное количество и разнообразие практических кейсов
  • Сложность в выделении времени на обучение и концентрации внимания
  • Отсутствие системного контроля прохождения обучения

Сдедали вывод и наметили дальнейшие действия по итогам полученных результатов:

  • Замена форматов обучения
  • Замена внешних тренеров на внутренних
  • Разноуровневое обучение
  • Больше практики и реальных примеров
  • Единое окно для контроля обучения

Реализовали три программы обучения:

  • Программа А: Производственные руководители, отвечающие за безопасную организацию технологического процесса, имеющие в подчинении работников, работающих на опасных производственных объектах и участвующих в соблюдении базовых процессов системы управления ОТ
  • Программа Б: Работники, выполняющие работы при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов
  • Программа В: Работники, организующие, осуществляющие, контролирующие работы повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования охраны труда

На данный момент преподают 4 производственных тренера – это недавние начальники цехов. Есть посттренинговое сопровождение. На неделе практики тренеры смотрят, как обученные сотрудники выполняют работу непосредственно на производстве. В этот период сотрудники могут советоваться и задавать вопросы тренерам.

Для отработки оказания первой помощи используются современные тренажеры. Кроме того — кроссворды, бизнес-симуляции, электронные курсы, элементы комиксов, интерактивные лонгриды на Курсэдиторе, анимационные ролики, VR- и 3D-курсы.

В практических заданиях используются материалы из внутреннего производства — фотографии, кейсы, 3D-модели. Экзамен проводится по практической части. Несдавшие отстраняются от работы. Всем очно обученным выдаются методические материалы.

Весь процесс обучения оцифрован с доступом через единое окно. Система позволяет выбрать одну из двух моделей: Модульная программа или Цифровой дневник.

Сотрудники в модульной программе видят все необходимые курсы, пройдя которые получают квалификацию. По каждой учебной активности видны комментарии других сотрудников.

Чтобы подключить такую массу сотрудников, необходимо было: сделать профилирование должностей, каждой должности присвоить определенные квалификации, квалификации присвоить к определенным курсам, которые автоматически будут своевременно, в определенные промежутки времени подключаться эти курсы.

Сотрудники уведомляются о необходимости пройти курс. После завершения им назначается автоматический тест. После теста они должны подписать протокол электронной подписью. Протокол уходит на согласование комиссии по управлению охраной труда. Комиссия согласовывает и только в этом случае сотруднику присваивается квалификация.

И все это теперь автоматизировано. Для этого сделан специальный веб-сервис, чтобы автоматизировать согласование и проставление подписи в любое время. И все эти данные передаются в регистр Минтруда.

Для удобства мониторинга руководителям были предоставлены дашборды по своим сотрудникам.

Кроме того, обучили нейросети помогать с отработкой комментариев.

Результаты проекта

В 2024 году за этот проект компания Северсталь наградила разработчиков программы обучения Премией Бардина. Это впервые в компании — именно за обучение. Ведь эта награда требует выполнения экономического эффекта.

Методические находки

  • Метод кейсов, моделирование, работа в группах
  • Интерактивные манекены
  • Анимированные ролики – реконструкция происшествий
  • Квесты безопасности
  • 3D Инструкции по безопасной работе
  • VR-тренажер — практикум в смешанных программах

Технические находки

Автоматизация:

  • Подписание протоколов сотрудниками и комиссией в электронном формате
  • Самостоятельная запись на тренинги
  • Аналитика для руководителей

Тиражируемость:

  • Быстрое подключение всех подразделений, учитывая их специфику

Интеграция с системами:

  • Передача данных в реестр Минтруда РФ без ручной обработки

Эффективность проекта

Повышение безопасности:

  • Снижение опасных действий, как результат снижение частоты травматизма (LTIFR). Лучший показатель LTIFF в отрасли у компании Северсталь
  • Снижение дисциплинарных взысканий за нарушение требований охраны труда — 5%
  • Снижение нарушений по трудовой дисциплине и правил внутреннего трудового распорядка — 10%

Реализация практического обучения:

  • Снижение времени обучения навыкам безопасной работы и быстрая адаптация в производственные процессы – 30%
  • Высокий уровень базовых знаний (специфических технологическим процессам Северстали) при прохождении стажировки по ОТ
  • Минимизированы риски получения штрафных санкций со стороны гос. органов за своевременность обучения

Автоматизация и масштабирование обучения:

  • Экономический эффект за счет отказа от обучения во внешних учебных центрах — 51 млн. руб. в год
  • С увеличением объема обучения сохранение штата тренеров-экспертов в том же составе

Сбор аналитики и интеграция данных:

  • Сбор результатов в единой системе
  • Прозрачность данных по обучению
  • Наглядность для сотрудника и руководителя
  • Оперативный обмен данными между внутренним реестром обученных и реестром Минтруда РФ – 167 400 записей

Выводы

Созданная автоматизированная систем позволила освободить большое количество рук, чтобы не сидеть и не подписывать бумажные протоколы изо дня в день. А сотрудники, получив регистрацию на цифровой дневник или модуль, могут самостоятельно регистрироваться на очные мероприятия, выбрав удобный для себя день.

Разработка этой смешанной программы помогла внедрить обучение с реальными примерами и отработкой практики. Одной из важных составляющих успеха стало приглашение практикующих тренеров с производственным опытом, которые говорят с обучающимися на одном языке. Вторым немаловажным фактором стала автоматизация отслеживания достаточности и своевременности обучения.Это не осталось незамеченным как внутри компании — отраслевая премия, так и вне — победа в Премии Digital Learning 2024.

Related Posts