Цифровая педагогика: от дидактики к педагогическому дизайну

💭 На прошлой неделе принял участие в конференции «Цифровая педагогика: от дидактики к педагогическому дизайну» в Екатеринбурге.

Мероприятие прошло довольно продуктивно. Во время работы секций обсудили с коллегами проблемы цифровой педагогики, использование цифровых технологий и геймификации в обучении и много других актуальных вопросов.

Извлёк для себя полезные наблюдения. Поделюсь с вами некоторыми из них.

  1. Научный и продуктовый подход могут дополнять друг друга при создании обучения. Например, в корпоративном секторе не сильно развит научный подход к созданию обучения, а в академической среде — продуктовый. Поэтому полезной практикой вижу мероприятия, которые направлены на обмен опытом между двумя нишами. Например, ведение образовательных проектов, где могут применяться разные подходы, модели, методы, методики и проч., или конференции, где возможна демонстрация успешных практик.
  2. Образовательные науки становятся источником знаний для проектирования обучения. Проектирование любого обучения должно начинаться с подходов (чаще всего педагогических), которые и являются фундаментом, например, для выбора оптимальных форматов и технических средств в обучении. Стоит отметить, что в цифровой трансформации образовательной организации особую роль занимает вопрос того «Как учить?», а этим вопросом как раз и занимается цифровая дидактика.

Я ни раз уже говорил о том, что онлайн-среда — это с одной стороны оптимизатор, с другой стороны — ограничитель для обучения. Поэтому одной из глобальных тем для науки является то, как снизить негативные эффекты цифровой среды (которые влияют на освоение образовательного опыта) и создать эффективные условия для достижения образовательных результатов студентами.

  1. Образовательные результаты важнее запланированных часов обучения. Порой считается, что чем дольше студенты учатся, тем быстрее они достигнут планируемых результатов в обучении. Во-первых, чрезмерная учёба может затормаживать (https://t.me/educational_lab/396) развитие. Во-вторых, довольно сложно определить без практики количество часов, которые необходимы обучающимся для освоения необходимых ЗУНов (компетенций). В-третьих, имеющиеся ресурсы не всегда позволяют создавать длительные программы обучения. Поэтому, на мой взгляд, планирование длительности учёбы будет смещаться от некого “обязательного объёма часов” к оптимальному и необходимому для достижения студентами образовательных результатов.
  2. Проектирование образовательного опыта становится комплексным подходом к созданию образовательных продуктов. Если говорить, кратко, то педагогический дизайн (instructional design) — это создание учебных материалов и инструкций по их освоению, а проектирование образовательного опыта (learning experience design) — это создание полного и увлекательного опыта для обучающихся путём объединения педагогического дизайна, пользовательского опыта, наук об обучении и иных областей.

Соответственно, проектирование образовательного опыта как подход при создании образовательных продуктов становится довольно востребованным с точки зрения его описания и освоения.

  1. ИИ не может соблюсти принципов социального обучения. Социальная теория обучения имеет высокую практическую значимость в образовании, где соблюдается принцип «человек-человек», например, в обучении навыкам коммуникации, лидерства или публичных выступлений. Также данная теория может использоваться в проектировании обучения и воспитания детей с целью формирования у них социальных навыков, необходимых для успешной жизни в обществе. Здесь стоит отметить, что согласно теории социального научения Альберта Бандуры, (https://t.me/educational_lab/220) люди учатся друг у друга посредством наблюдения, подражания и моделирования (этот факт также подтверждается и функционированием зеркальных нейронов (https://telegra.ph/Zerkalnye-nejrony-i-obuchenie-01-23) человека).

Выходит, что на данный момент ИИ не сможет обеспечить высокого эффекта социализации, который напрямую влияет на эффективность обучения (особенно в тех программах, где требуется понимание человеческих чувств и эмоций).

Коллеги, а вы поддерживаете мои наблюдения ❓

Михаил Осипов и Команда сообщества Digital Learning

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *