Обучение основанное на вызовах (далее CBL) возникло в результате проекта «Apple Classrooms of Tomorrow—Today», инициированного для определения основных принципов проектирования образовательной среды XXI века.
CBL основывается на экспериментальном обучении.
CBL включает 3 этапа: вовлечение, исследование и действие.
Подробную научную статью о CBL вы можете изучить 👉🏼 здесь.
💭 Совсем недавно я принимал участие в данном формате обучения, поэтому сперва хотелось бы поговорить о трёх главных принципах CBL на практическом примере.
1️⃣ Наличие вызова
В основе лежит вызов, который вызывает любопытство и мотивирует студентов. Этот вызов обычно строится на открытых задачах, что позволяет исследовать и находить разные решения.
В нашем случае это было создание методической концепции образовательного курса с «0». За 48 часов. В рабочие будни.
2️⃣ Активное обучение
Студенты занимают центральное место. Они непосредственно участвуют в исследовании, анализе и разработке совместных решений. Иными словами, переходят от пассивного потребления знаний к их применению. Соответственно, преподаватели или организаторы занимают лишь роль фасилитаторов.
У нас это была совместная работа с распределением конкретных задач в командах по 8 участников на каждый кейс. В каждой команде нас организационно-технически сопровождали. А также давали некоторые рекомендации.
3️⃣ Опора на практические задачи
CBL фокусируется на задачах, которые актуальны для студентов в рамках той или иной темы обучения. Высокая практическая ориентация задач помогает переносить уже имеющийся опыт на практику.
В нашем случае это была проработка каждого компонента методической концепции, начиная от описания и формирования ценности курса обучения для целевой аудитории и заканчивая метриками и методиками сбора данных об обучении студентов.
💭 Теперь хотелось бы вкратце поделится типичными ошибками при реализации CBL на практике.
🟠 Отсутствие предварительного анализа опыта участников
Как вы уже знаете, прежде чем начать изучение новой темы, необходимо измерить опыт студентов. Так как часто случается, что студенты начинают учиться и после нескольких занятий их мотивация снижается. Одной из причин может стать недостаточное количество опыта.
Так и в CBL. Если у участников отсутствует опыт по теме кейса, то «вызова» не случится. Кстати, тоже самое можно сказать и с другой стороны — если кейс окажется слишком лёгким.
🟠 Отсутствие организации совместной работы над кейсом
Проблема абсолютно любой групповой работы (особенно, по моей практике, если количество участников более 5-6) — это наличие ядра, которое выполняет большую часть работы. Причин достаточно много, начиная от уровня знаний по теме и заканчивая лидерскими навыками. Они выявляются путём предварительного анализа целевой аудитории.
Соответственно, если перед реализацией CBL верно не определить количество участников в группе, их уровень знаний, опыта и иных критериев, то эффективность метода может значительно снизиться, например, за счёт уменьшения вовлеченности определённых участников.
🟠 Отсутствие критериев по оценке кейса
Как правило, оценивание в рамках CBL должно быть направлено не только на сам кейс, но и на профессиональные ЗУНы (или компетенции) и гибкие навыки студентов, такие как умение работать в команде, критически мыслить, предлагать нестандартные решения и т.д. Оценка в данном контексте рассматривается как формирующая.
Поэтому, если заранее не определить критерии оценки, то CBL может потерять ценность, так как большей части участников всегда интересно получить практические рекомендации от экспертов.
Подробный гайд по применению CBL вы можете скачать 👉🏼 здесь.
Если хотите апробировать CBL на практике совместно, либо под моим руководством — пишите в личные сообщения (https://t.me/osipov_education).
Источники 📖
- Kerstin Helker, Miguel Bruns, Isabelle MMJ Reymen, Jan D Vermunt «A framework for capturing student learning in challenge-based learning»
- Интернет-ресурсы: challengebasedlearning. org
Михаил Осипов и Команда сообщества Digital Learning