Читаю книгу «Компания – создатель знания» (Икуджтро Нонака и Хиротака Такеучи). После прочтения первых двух глав не могу не поделиться мыслями. Думаю, что будут и еще озарения, которыми я поделюсь после прочтения всей книги.
Вот тезисы, которые я зафиксировал из книги на данный момент:
Знание может быть формализованное и неформализованное. В отличие от запада, в Японии делают ставку именно на неформализованное знание.
Выявление и использование неформ. знания позволяет решить много задач – в этом случае компания не как машина, а как живой организм.
Запад — ставка на гениев-суперзаезд, восток — на обмен опытом и временные команды.
Создание знаний это взаимодействие индивидуумов внутри и с внешней средой, а технологии — лишь инструмент.
Секрет успеха японских компаний в создании организационного знания.
Формализованное знание — лишь верхушка айсберга и основную часть неформ. знания не передать словами и цифрами — передача через создание атмосферы, метафоры, картинки и обмен опытом.
Пример с Honda City:
Три характеристики создания знания:
1 — выразить невыразимое через образы и символы;
2 — мотивация делится знаниями с окружающими;
3 — новое знание рождается неопределенностью и избыточностью информации.
Менеджеры среднего звена — играют главную роль в процессе создания знания. Они между «землей» и «небом».
Мой первым озарением было, – «Чёрт! Ведь так и есть! Мы снимаем знания (формализуем их) с блестящего эксперта, который «левой пяткой» творит чудеса на рабочем месте, но получаем в итоге или какой-то поток сознания или «куцый» список банальных советов. А из этого знания мы потом пытаемся сделать увлекательный курс, чтобы передать эти «бесценные» знания другим сотрудникам». Кто-то еще из корпоративной среды ловил себя на подобных мыслях? Я, например, до этой книги не решался себе в этом признаться и убеждал себя, что это только мне эти знания кажутся какими-то ущербными, а для целевой аудитории они – золото. Получается, что самые ценные знания не переводятся в слова, а значит их нельзя переложить в электронный курс, а зачем тогда вообще эти электронные курсы? В интересной форме рассказать, как нажать три кнопки в программе и ответить на сложный вопрос клиента? Так сотрудник на рабочем месте это узнает за 30 минут… Передать дух компании – так тут можно сделать вдохновляющий ролик. Передать регламент – дайте бумажную инструкцию (короткую!!!)…
Но потом меня зацепила фраза «передача через создание атмосферы, метафоры, картинки и обмен опытом». Если обмен опытом тема пока достаточно скользкая для e-learning, то создание атмосферы, а тем более картинки и метафоры — это доступные и ключевые инструменты дистанционного обучения. Вопрос лишь в том, что мы перекладываем в картинки и с какой целью создаём атмосферу, если мы просто мотивируем человека читать текст курса, а картинками всего лишь дополняем формализованные знания, то это «те же яйца, только в профиль». На эту тему еще надо подумать, но «фишка» в том, чтобы научиться иллюстрировать именно неформализованные знания — создавать нужные образы и ассоциации, задавать такую атмосферу, чтобы человек сам начинал генерировать знания, необходимые для успешного выполнения своей работы и не только. И у меня уже есть мысли о том, как это можно делать, но это уже отдельная история 🙂
Добрых вам знаний!
Павел Безяев.
Здорово, Павел!
С нетерпением жду Ваших постов, про «»научиться иллюстрировать именно неформализованные знания – создавать
нужные образы и ассоциации, задавать такую атмосферу, что бы человек сам
начинал генерировать знания необходимые для успешного выполнения своей
работы
Владимир, спасибо!
У меня есть ощущение, что всё может быть не так и сложно — как и многое гениальное, но фишка именно в поиске этого простого пути 🙂