ℹ️ Преподавание — это искусство. Не зря Чехов писал: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело». Поэтому преподавателя стоит рассматривать (в первую очередь) как творческую личность.
Но сегодня мне больше хотелось остановиться на качествах преподавателя с профессиональной точки зрения. Ведь часто на практике я наблюдаю как проектировщики синхронного обучения анализируют данные, которые относятся к курсу только с позиции учебного контента, а не с позиции преподавателей (т.е. тех кто обучает при помощи контента). Ведь умение передать знание как раз является тем показателем, который напрямую влияет на достижение образовательных целей.
В связи с этим возникает вопрос: «Какие качества отличают учителя-профессионала?».
Приведу для вас несколько качеств, по которым лично я отвечаю на данный вопрос:
1️⃣ Глубокое теоретическое знание своей дисциплины.
Это означает, что преподаватель умеет ссылаться на проверенные источники, а также редко обращается к конспектам при проведении занятий. Примером такого преподавателя для меня является советский и российский психолог Валерий Викторович Петухов.
2️⃣ Наличие практического опыта работы в преподаваемой дисциплине.
Это означает, что преподаватель является не только сильным теоретиком, но и практиком, который готов делиться своим личным опытом и транслировать практики во время занятий. Примером такого преподавателя для меня является советский и российский психолог, специалист в области педагогической психологии Нина Фёдоровна Талызина.
3️⃣ Применение различных педагогических подходов в преподаваемой дисциплине.
Это означает, что преподаватель понимает важность варьирования различными подходами во время обучения. Ведь именно гибкость в выборе подходов в зависимости от образовательной среды является одним из главных инструментов успеха в передаче знаний и вовлечения учащихся. Примером такого преподавателя для меня является советский, грузинский и российский педагог, автор «гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе» Шалва Александрович Амонашвили.
4️⃣ Преподавательский энтузиазм.
Это означает, что преподаватель сам получает удовольствие от процесса преподавания, ему нравится учить и чувствовать себя учителем. Примером такого преподавателя для меня является писатель, поэт, публицист и преподаватель литературы Дмитрий Львович Быков.
5️⃣ Любовь и уважение к ученикам.
Это означает, что преподавать — значит любить тех, кого ты учишь. И примером такого преподавателя для меня является польский педагог, писатель, врач и общественный деятель Януш Корчак.
Коллеги, а по каким качествам вы определяете учителя-профессионала ❓
Михаил Осипов и Команда сообщества Digital Learning